На протяжении всего периода своей рабочей деятельности совершенствует свои профессиональные компетенции.
С 2021 г. назначена наставником за начинающим специалистом как профессионально - компетентный, самостоятельно мыслящий педагог-психолог, технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному предоставлению социально-психологических услуг.
Известно, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают вопросы организации занятия, дисциплины и порядка во время его проведения, а также методическая сторона, оформление документации, организация консультаций с родителями воспитанников, осуществление индивидуальной работы. Проблемы возникают в связи с тем, что начинающий педагог-психолог в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимы качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи молодому специалисту.
Становление молодого специалиста является достаточно сложным процессом, касающимся как социального, психологического, так и профессионального аспектов. Помочь ему в этом может опытный наставник. С самого первого дня трудовой деятельности очень важно грамотно выстроить работу с начинающим сотрудником. Это один из успешных факторов быстрого и качественного вхождения его в профессиональную среду. С помощью опытного наставника молодой специалист должен осознать себя одаренным, талантливым, способным добиваться хороших результатов труда и демонстрировать в своей деятельности высокие профессиональные качества.
Отмечает, что приступая к наставничеству, необходимо уделить внимание трем последовательным этапам.
1 - Адаптационный этап
Когда молодой специалист только приступает к работе, перед наставником стоит задача определить, какие личностные и профессиональные навыки у него сформированы и какие проблемы он испытывает.
2 - Составление и реализация плана наставничества
Необходимо разработать индивидуальный план наставничества для обучения молодого специалиста.
Цели и темы мероприятий формируются на основе информации, которую наставник получил во время адаптационного этапа. Дополнительно важно включить основные занятия по работе с документацией, поскольку молодым специалистам бывает сложно научиться правильно заполнять документы и вести подсчёт перечня оказанных услуг. А также важно уделить внимание выработке личного стиля работы.
Каждому педагогу-психологу важно сформировать собственный арсенал методов и приемов работы. Для этого наставник знакомит его с основными психолого-педагогическими технологиями.
Формат мероприятий выбирается в зависимости от проблемы получателя социальных услуг. Важно предусмотреть различные форматы. Сочетать индивидуальные и групповые формы, практические и теоретические занятия.
В качестве теоретических занятий можно использовать:
- индивидуальные и групповые консультации,
- самостоятельное изучение материала и прослушивание семинаров,
- коучинг, когда наставник не дает советы, а помогает молодому специалисту самостоятельно найти ответы на вопросы,
- коллективное обсуждение общих сложностей и обзор профессиональной литературы.
Теоретические занятия важно параллельно подкреплять практическими, чтобы молодой специалист не только получал рекомендации, но и пробовал их применять. В качестве практики можно проводить:
- Обучение на рабочем месте,
- решение и анализ педагогических ситуаций,
- демонстрация опыта педагога-наставника и мастер-классы для обмена опытом,
- участие в конкурсах педагогического мастерства,
- совместные игровые и проектные формы обучения,
Чтобы выбрать подходящий формат работы важно определить уровень теоретических знаний и практических навыков сотрудника. Если молодой педагог-психолог хорошо знает теорию, можно включать в план больше мероприятий, нацеленных на практику.
3 - Контрольно-оценочный этап
Педагог – наставник анализирует результаты проведённой работы: контролирует деятельность молодого специалиста, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Таким образом наставник проверяет готовность специалиста к самостоятельной работе.
Екатерина Сергеевна считает, что целью наставничества должно являться создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для психолого-педагогической деятельности.
А задачами:
- создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе, способствовать адаптации к новым условиям трудовой деятельности;
- оказание методической помощи молодому специалисту в развитии профессиональных умений и навыков: приобретение навыков практической деятельности, планирование и организация психологической деятельности;
- формирование потребности и мотивации в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, в непрерывном самообразовании;
- воспитание исполнительской дисциплины и чувства ответственности.
Считает, что наиболее эффективными формами работы наставнической деятельности являются:
-беседы;
-собеседования;
-тренинговые занятия;
-методические консультации;
-взаимопосещение занятий;
-анкетирование, тестирование;
-участие в мероприятиях;
-прохождение курсов, посещение семинаров.
Работу наставничества планирует по следующим направлениям
- организационные вопросы;
- планирование и организация методической работы;
- работа с документацией;
- работа по саморазвитию;
- контроль за деятельностью молодого специалиста.
Считает, что работу наставничества можно считать успешной если
молодой педагог-психолог овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы, постоянно стремится к повышению профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии; использует в своей работе начинающего новые технологии.
План работы «Наставничество»
сентябрь 2021 - сентябрь 2023 г.
№
|
Тема
|
Содержание
|
Форма проведения
|
Сроки
|
1
|
Изучение документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога (законодательно-правовые акты и нормативные документы, организационно-методическая документация, специальная документация).
|
Работа с документацией.
|
Консультирование
|
Сентябрь
|
2
|
Знакомство молодого педагога-психолога с особенностями психолого – педагогической диагностики воспитанников
|
Диагностический инструментарий. Работа с документацией. Правила оформления документации.
|
Консультирование
|
Сентябрь
|
3
|
Обработка диагностических результатов
|
Ознакомление с результатами диагностики
|
Методическая помощь
|
Сентябрь
|
4
|
Привлечение к участию в рабочих совещаниях и подбор индивидуальных программ реабилитации для воспитанников.
|
Информация для педагогов
|
|
|
5
|
Оказание практической помощи в составлении плана индивидуальной коррекционно-реабилитационной программы.
|
Подбор литературы, теоретическое обоснование
|
Групповые тренинги
|
Октябрь
|
6
|
Организация взаимопосещений занятий. Обучение самоанализу.
|
Групповая и индивидуальная развивающая работа.
|
Групповые и индивидуальные занятия
|
Октябрь
|
7
|
Посещение занятий молодого специалиста с целью оказания методической помощи
|
Групповая и индивидуальная развивающая работа.
|
Психологические рекомендации
|
Октябрь
|
8
|
Индивидуальные консультации по выявленным затруднениям, по запросу молодого специалиста.
|
|
Рекомендации
|
Октябрь
|
9
|
Помощь в подсчёте перечня предоставленных психолого-педагогических услуг
|
Работа с отчетной документацией.
|
Консультирование
|
Ноябрь
|
10
|
Выбор методической темы по самообразованию. Оказание практической помощи в составлении плана рабочей программы.
|
Подбор литературы, теоретическое обоснование.
|
Консультирование
|
Декабрь
|
11
|
Помощь в оформлении итоговой отчетной документации.
|
Работа с отчетной документацией.
|
|
В течение полугодия
|
12
|
Сотрудничество с опытными педагогами-психологами других социальных учреждений.
|
|
|
В течение полугодия
|