Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

"Работа с неговорящим ребенком"

 "Работа с неговорящим ребенком"

Советы учителя – логопеда

Павловой Т.Г.

 


Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». У таких детей изменен порог чувствительности, что обусловлено плохой работой заднего мозга и нарушением нейродинамики. Поэтому начинаем с развития чувственной базы. Необходимо проводить плантарный массаж руки.
На первых порах лучше не требовать от неговорящего ребенка речевой активности. Можно посоветовать применять различные манипуляции  с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игра типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии – на речевое подражание. Обычно речь появляется тогда, когда ребенок достаточно хорошо владеет другими средствами общения.  Поэтому для формирования речи очень важно развивать эмоциональные ответные реакции в совместной деятельности с малышом.
Следующий этап – привлечение  к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:
     Развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик)
     Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий.
     Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса  (Что это? Что там?). Используются книжки раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу).  Расположить ребенка  к речевому подражанию, повторению,   наряду с лепетными,  обычных слов (ля-ля, сова). 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ


     Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание).  Комментируя окружающее,  не бойтесь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
     Нужно чаще брать ребенка на руки и как бы от его имени общаться с другими людьми и предметами. Например: «Где Ваня? Позовем его. Иди.  (Рукой ребенка выполняем приглашающий жест.) Ваня хороший. (Рукой ребенка гладим Ваню.) Ваня, дай мишку.  (Взрослый показывает хватательное движение, направляет руку ребенка к предмету.) Мишка хороший. (Гладит мишку.) Ваня хороший (Гладит Ваню.) АХ! (Обнимает Ваню.) АХ! (Обнимает мишку.) Мишка ушел. До свидания. (Жест прощания.) Ваня ушел. До свидания. (Жест прощания.) Постепенно ребенок начинает соотносить жесты, предметы со словами взрослых – начинает понимать речь. 
     Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа:  Дай ручку. Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
     Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах. 
     Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
     Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр, например: прятки – ку-ку; паровозик – ту-ту. Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
     Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
     Манипулируйте со звучащими игрушками и предметами – это также привлекает ребенка. 
     Производите различные  действия с игрушкой в поле зрения ребенка, привлекайте его к действиям с игрушкой, помогайте дотронуться до игрушки, погладить ее, стукнуть, оттолкнуть, взять, покачать, потрясти и т.д. Эти действия сопровождаем речью, пением, выразительными эмоциональными реакциями.
     Не перегружайте телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
     Не говорите при ребенке о его отставании.
     Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
     Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить по цвету, форме (дай такой же). Учите ребенка различать количество предметов (один – много).    
     Проводите массаж пальчиков, ладошек, рук; а также игры типа «Сорока – белобока», «Каша – малаша» (игра с ладошкой), «Гуси клюют», «Пальчики здороваются» и т.д.
     Выполняйте упражнения по подражанию для пассивной стимуляции щек:
I.    Надувание обеих щек одновременно: «Надуваем шарик»
II.    Втягивание щек в ротовую полость: «Шарик сдулся».
     Выполняйте упражнения для пассивной стимуляции губ. Эти упражнения следует

 

проделывать осторожно и обязательно в развлекательном, «клоунском» жанре.
1)    «Пальцевый дождик» - постукивание подушечками пальцев по губам.
2)    «Клоунская улыбка» - растягивание губ с фиксацией в уголках рта.
3)    «Кривые рожицы» - ассиметричное растягивание в разные стороны верхней и нижней губ.
4)    «Дракошка» - удерживание оскала верхних и нижних зубов.