Учитель – дефектолог
Павлова
Татьяна
Геннадьевна
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Если Ваш ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, Ваш ребенок – гиперактивный.
Выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе.
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
9. Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
11. Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым НЕ ВОЗМОЖНО, но научиться сотрудничать с ним – вполне посильная задача для родителей. Необходимо:
- научиться правильно играть. Таких детей нельзя заставлять сидеть спокойно. Наоборот, им надо предлагать двигаться. Для этого идеально подходят различные подвижные игры. Игры и обучающие занятия необходимо строить по принципу: немного позаниматься тем, что требует концентрации, затем подвигаться и наоборот. Тем самым ребенок учится регламентировать свою двигательную активность.
- Убрать лишние игрушки. В поле зрения необходимо оставлять 1-3 игрушки/игры. Во время игры ребенку не обязательно сидеть, он может ходить вокруг стола. Постепенно игрушки нужно менять.
- Организовать двигательную активность. Идеальны занятия бегом, плаванием, лыжами, езда на велосипеде. А вот игры соревновательного характера с эмоциональным акцентом - противопоказаны. Не забывайте про меры предосторожности: такие дети не очень хорошо понимают, где опасность.
- Часто хвалить. Причем делать это целенаправленно, объясняя за что. Это стимулирует дополнительные внимание и контроль.
- Соблюдать режим дня. Размеренный темп жизни необходим. Распорядок должен быть максимально четким и понятным. У таких детей с часто отмечается повышенная тревожность, а привычная последовательность действий снимает напряжение и позволяет сконцентрировать внимание.
- Успех на 90% зависит от родителей, которые должны набраться терпения и ежедневно заниматься с ребенком.