Учитель – дефектолог
Павлова
Татьяна
Геннадьевна
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Ее овладение – сложный и многосторонний психический процесс. Очень важно, следить за речевым развитием своего ребенка и заботиться о его своевременном формировании. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и требуют определенной системы и особых методов коррекционной работы.
Развитие речи и симптоматика задержки развития.
К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения. По характеру плача младенца можно понять некоторые желания.
С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится всё более интонированным, выразительным.
В 3-4 месяца начинают формироваться избирательное внимание к речи окружающих. К концу 4-го месяца младенец воспроизводит многообразие звуков.
Основания для беспокойства:
- не реагирует на звуки;
- не поворачивает голову в сторону взрослого;
- недостаточная интонационная выразительность;
- однообразное гуление;
- отсутствие смеха;
- не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
В 7-10 месяцев. Вторая половина младенчества - это изменение отношения ребенка к окружающему миру. У него начинается период активного интереса. Малыш не только общается со взрослыми, но и начинает исследовать различные окружающие его предметы. В лепете ребенка 6-7 месяцев уже проявляются ритмические повторения слогов: эй-йа, ба-ба, а-тять…и т.д.. Развиваются способности не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На 7-8 месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают.
Основания для беспокойства:
- отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета);
- невыполнение простых словесных команд;
- отсутствие подражательных игровых действий.
В 10-12 месяцев. К концу первого года жизни малыш в эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами, например: на, дай, там, мама, папа, бах, ав-ав, би-би и т.д. Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия : "дай" - возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д.
Основания для беспокойства:
- не реагирует на свое имя;
- отсутствие лепетных слов.
После года развитие речи идет стремительно. Ребенок произносит все больше и больше осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела , выполняют простые инструкции , понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К 1,5 годам в самостоятельной речи ребенка около 20 слов, в 2 года - 50 слов.
На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории (5-10 минут). У них увеличивается не только запас щеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству - изобретаются новые слова.. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь включает 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения.
Основания для беспокойства:
- стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении этого явления ребенок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает , используя аморфные слова. Например : "девочка"- дека, "купи"-пику;
- из накопленных слов ребенок не строит фразу;
- отсутствие глаголов и предлогов в речи;
- грамматическое оформление предложений грубо искажено;
- Наличие межзубных свистящих звуков и боковых шипящих (во время речи кончик языка находится между зубов, обильное слюнотечение);
- ограниченная подвижность языка наверх (короткая уздечка языка).
В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигнет к 4-м годам 2000 слов.
К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д.
В 5 лет заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны родного языка, что в значительной мере готовит к овладению чтением.
К концу 5-го года высказывание ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ. Дети пользуются развернутой фразой с предлогом, у них развита связная речь.
К 6-ти годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности ,снижается интенсивность словотворчества, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.
Основания для беспокойства:
- Нарушено звукопроизношение (с, з, ц, сь, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь ,л, ль, к, г,…)
- Снижено фонематические восприятие (смешения в речи "саша" - саса, шаша; "железо" - зелезо; "течет" - чечёт…)
- Бедный словарный запас;
- Не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку (овощи, фрукты, посуда, одежда, транспорт…);
- Не знает предлогов - в, на, из, … из-за, из-под, неправильно согласовывает слова в роде, числе и падеже и т.д.
- Нарушена слоговая структура слова (трудно повторить сложные длинные слова)
- Не может связно рассказать о происходящих событиях, составить рассказ по серии картинок, пересказать адаптированную сказку или рассказ.
Родители должны помнить, что преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка.