Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Методические рекомендации родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков

 

учитель-дефектолог

Молочинская

Елена

Геннадьевна

 

Методические рекомендации родителям

при выполнении домашних заданий с детьми

для закрепления произносительных навыков

 

Уважаемые, родители!

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Помните, что исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

 

 1-й этапподготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

 

 2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

 

Последовательность постановки звуков:

  • свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];
  • шипящие [ш];
  • сонорные [л];
  • шипящие [ж];
  • сонорные [р], [р'];
  • шипящие [ч], [щ].

 3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях, тексте (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

 

а) Автоматизация звука в слогах:

  • [с], [з], [ш], [ж],[с'], [з'], [л] — автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
  • [ц],[ч], [щ], [л] — автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
  • [р], [р'] — можно начинать атоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

 

б) Атоматизация звуков в словах: проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

 

в) Автоматизация поставленных звуков в предложениях и текстах: каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

 

 4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

 

 5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

Помните:

  • Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
  • Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
  • Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.
  • Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!