учитель-дефектолог
Молочинская
Елена
Геннадьевна
Методические рекомендации родителям
при выполнении домашних заданий с детьми
для закрепления произносительных навыков
Уважаемые, родители!
Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
Помните, что исправление звукопроизношения проводится поэтапно:
1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).
Последовательность постановки звуков:
- свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];
- шипящие [ш];
- сонорные [л];
- шипящие [ж];
- сонорные [р], [р'];
- шипящие [ч], [щ].
3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях, тексте (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
а) Автоматизация звука в слогах:
- [с], [з], [ш], [ж],[с'], [з'], [л] — автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
- [ц],[ч], [щ], [л] — автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
- [р], [р'] — можно начинать атоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.
б) Атоматизация звуков в словах: проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
в) Автоматизация поставленных звуков в предложениях и текстах: каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.
4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).
5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.
Помните:
- Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
- Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
- Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.
- Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!