учитель-дефектолог
Молочинская
Елена
Геннадьевна
Советы дефектолога родителям первоклассников
Первый год учебы имеет огромное значение в жизни не только ребенка, но и родителей. Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе.
Среди прочих очень важных забот для учителей начальной школы всегда был и, наверное, будет ответ на вопрос: а готовы ли будущие первоклассники стать школьниками? Как они войдут в школьную жизнь? Как будут учиться? Как помочь им? Как справиться с первыми школьными трудностями, если они вдруг появятся?
Всем вам, взрослым, хочется, чтобы все было хорошо, чтобы ваш ребенок прекрасно учился, не болел, не уставал, был всегда веселым и жизнерадостным.
И для этого вы стараетесь подготовить ребенка к обучению в школе. Процесс подготовки к школе должен быть постепенным, а не авральным! Иногда родители тестируют ребенка лет шести по разным методикам «готовности к школе». Иногда берут их из популярных педагогических изданий, ставят собственный «диагноз» и получают результат - ребенок к школе не готов! Тут же ребенка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители сами сидят с ним по нескольку часов или нанимают репетиторов по объявлениям «Подготовим вашего ребенка к школе». В результате получается, что занятия в таком режиме знаний дают не много (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере, не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и к тому же психологическая нагрузка для ребенка неимоверная. Он переутомится и к школе получит стойкое отвращение.
Конечно, научить ребенка перед школой читать, считать можно, но важнее формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению. Главное при подготовке к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел ориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.
Не спешите расстраиваться, если ваш малыш показал во время тестирования не очень высокий результат. Ведь эти игровые тесты помогут не только определить степень готовности вашего чада к школе, но и развить память, мышление, увеличить словарный запас.
Главное - помнить, что предстоящее собеседование в школе и домашняя его «репетиция» - это не экзамен, а скорее сбор необходимой информации, которая поможет разобраться в слабых и сильных сторонах будущего ученика и понять, над чем еще стоит поработать.
Тесты определения готовности детей к школе
Каждый из родителей, впервые отправляя своего ребенка в школу, считает, что тот полностью готов к обучению. Каждый из них оценивает ребенка исходя из своих субъективных показателей. Для одних родителей это умение читать, писать и считать; для других - сообразительность, способность хорошо решать логические задачки, начитанность; для третьих - контактность ребенка, хорошее развитие двигательных качеств.
Кроме физиологической готовности к школе огромное значение имеет и психологическая готовность шестилеток, ведь, по статистике, в подростковом возрасте больше всего проблем себе, родителям и учителям создают именно те дети, которые были плохо подготовлены к школе.
Поэтому к вопросу подготовки к новой, более взрослой жизни своего чада нужно относиться более чем серьезно. Но не стремитесь напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребенка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальчиков. При поступлении в школу вашему ребенку обязательно устроят проверку. В одних школах она ограничивается обычной беседой, в других превращается в многоступенчатые тесты. Но и в том, и в другом случае готовить к общению с будущим учителем детей надо заранее, например, в форме игры. Тогда его не будут смущать «странные вопросы чужих тетенек».
На вступительном собеседовании учитель или дефектолог стремится выявить слабые и сильные стороны в развитии ребенка. Следовательно, для тестов будут выбраны более сложные задания. Поэтому при подготовке ребенка к вступительному собеседованию вы должны тренировать его на выполнение схожих заданий по принципу от простого к сложному. Соответственно, мы рекомендуем вам начинать с более легких заданий, постепенно увеличивая сложность упражнений.
Прежде чем идти на собеседование в школу, вы можете устроить пробное собеседование дома, пригласив в качестве экзаменатора своего знакомого. Цель подобной тренировки - снять возможное психологическое напряжения ребенка, ведь для него собеседование - это своего рода экзамен, и волнение при этом неизбежно. Важно, чтобы страх не помешал малышу продемонстрировать свои знания.
Определение готовности к школьному обучению проводят в следующих случаях:
- выявление особенностей психического развития детей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
- распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их зоной ближайшего развития, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
- отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе (при условии, что им еще не исполнилось 7 лет).
Если вашему ребенку меньше семи лет и вы решили отдать его в школу, но не уверены в том, что он готов к школе, с помощью несложных тестов вы можете выявить уровень подготовленности вашего ребенка к школе, составить предварительное впечатление о развитии своего малыша.
Математика
Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольно насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.
Математика - наука точная. В ней много специальных терминов, которые мы употребляем в работе с детьми. Необходимо, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, и сам мог грамотно сформулировать свою мысль.
Задача речевого развития детей успешно решается в дидактических играх с математическим содержанием. Для развития у детей мышления, стимулирование их творческих поисков при решении различных учебных задач необходимо систематизировать круг геометрических представлений, развивать интеллект ребёнка. Процесс обучения должен стимулировать активность детей, давать возможность спорить, свободно общаться друг с другом в поисках истины. Обучение измерению с помощью учебной мерки и деление предметов на несколько равных частей. Во время занятий ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного ответа решения. К 7 годам ребенок:
- умеет считать до 20 и более, обозначать числа цифрами;
- может написать знакомые цифры;
- решает арифметические задачи на сложение и вычитание, может считать со сменой основания счета, измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, начинает понимать инвариантности (сохранение количества);
- может определять время на часах с точностью до получаса, называть дни, недели, месяцы;
- определять форму предметов и их положение в пространстве.
Проверка готовности ребенка
к обучению математике
Задания на вступительном собеседовании могут быть весьма разнообразными. Мы подобрали ряд заданий и упражнений, которые могут быть предложены ребенку. Ваша задача - не копировать именно эти задания, а подготовить ребенка к выполнению подобных упражнений, не заставлять его зубрить конкретные примеры.
На вступительном собеседовании ребенка могут попросить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом, так и в обратном порядке. Мaлыш должен также уметь разбирать числа первого десятка. В качестве упражнения для контроля знаний его могут попросить разложить, например, число «девять» с помощью счетных палочек (1-8; 2-7; 3-6; 4-5). Кроме того, на вступительном собеседовании оценивают навыки счета в пределах первого десятка.
Важно, чтобы ребенок мог сравнивать предметы, например, полоски бумаги разной длины и ширины.
Он должен сказать, какая полоска шире (уже) и длиннее (короче); сколько длинных полосок, сколько коротких, каких больше (меньше, поровну).
Способность будущего первоклассника определять нахождение предметов в пространстве также имеет большое значение. С помощью игрушек или кубиков разного цвета у малыша могут спросить, что находится рядом, далеко, впереди, позади, справа, слева, сверху, снизу и т. д.
Вполне может быть, что на вступительном собеседовании ребенок должен будет разделить предмет на 2-4 равные части. В качестве предмета может выступить специальное пособие, состоящее из различных долей, вкупе составляющих круг. Этот круг из плотной бумаги ребенок должен поделить на две, три или четыре равные части. Вашего малыша могут также попросить написать графический диктант в тетради в клетку.
Некоторые дефектологи, участвующие в проведении собеседования, задают вопросы или задачки на логическое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный «подвох».
Подготовка к вступительному собеседованию - это довольно длительный и трудоемкий процесс, а его результативность зависит от планомерности и систематичности занятий.
Важно также психологически настроить малыша перед собеседованием. Он должен не бояться публично говорить, не стесняться переспросить задание, если не понял его сути.
Развиваем речь
Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой - задача важная и непростая. Ведь правильная речь - показатель интеллектуального развития ребенка.
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.
К 7 годам ребенок:
- овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных предложений, коротких текстов;
- проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
- в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
- проявляет критичное отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно, в связи с чем затухает словотворчество, затухает количество аграмматизмов;
- правильно произносит все звуки родного языка;
- знает буквы русского алфавита, начинает читать словом или по слогам; проводит звуковой анализ слова.
Окружающий мир
Будущий первоклассник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, стремлении разузнать, подойти поближе, потрогать. На основе опыта у нёго уже сложились свои предпочтения. Он много знает о природных явлениях: погоде, животных, растениях и др.
К 7 годам ребенок:
- проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным явлениям и объектам;
- любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за их поведением, любуется ими;
- стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи;
- привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
- задает взрослому вопросы о непонятном или интересном из области природных объектов и явлений;
- обращает свое внимание и внимание других на непредвиденные явления в природном окружении;
- владеет навыками экологически целесообразного поведения дома, в городе в лесу.