Советы социального педагога родителям детей группы риска.
Дети группы риска — это дети, находящиеся в сложной, критической ситуации. Негативные, нежелательные факторы создают ту самую "зону риска". Соответственно есть категории детей подверженных "зоне риска", и те, которым это не угрожает. В современной социально-психологической литературе («Дети группы риска в общеобразовательной школе», авторский коллектив: С. В. Титова, О. П. Потапенко, Я. В. Брычкова, Т. А. Гармс, Н. А. Василенко, Е. Ю. Фисенко, ООО «Питрес Пресс», 20018 г.) предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут перейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в школе, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.
1. Одаренные дети.
2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
5. Педагогически запущенные дети.
Рассмотрим более подробно одну из условно выделенных пяти проблемных групп детей - дети из проблемных и неблагополучных семей.
Как правило, отсутствие полноценного развития и низкое качество жизни служит критерием к попаданию в данную группу риска.
Можно выделить несколько факторов, приводящих к возникновению «детей группы риска»:
отсутствие опеки родителей; неблагополучная, асоциальная семья; семья, нуждающаяся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; социальная и психолого-педагогическая дезадаптация.
Причины, приводящие к возникновению «детей группы риска»:
- асоциальное поведение родителей, не позволяющее усвоить социальные нормы, принятые в обществе;
- лечение одного из родителей от аддиктивного поведения (как правило, форма зависимого поведения передается генетически), лечение одного из родителей от психического заболевания;
- жестокое обращение с детьми, приводящее к нарушению гармоничных детско-родительских отношений; подвергание детей опасности (оставление без надзора, без пищи и т.д.); дезадаптация к школьной жизни;
- отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;
жестокое обращение с детьми (избиение, голод и т.д.); - отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
- побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.
Почему ребёнок плохо учится? Этот вопрос волнует как семью, так и школу. Как показывает практика особенно остро вопрос плохой успеваемости встаёт для учеников из неблагополучных, проблемных семей. В основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Отношение к учёбе зависит от личностных особенностей школьника, таких, как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки, статуса в классе и др.
Психолого-педагогические причины неуспеваемости:
1.Недостатки познавательной деятельности детей. Сюда входят: недостатки развития психических процессов, приёмов учебной деятельности.
- Недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
3.В подростковом возрасте снижение мотивации к учебной деятельности может спровоцировать отклоняющееся поведение ребёнка.
Сталкиваясь с проявлениями этого поведения (грубостью, непосещением школы, и т. д) мы часто объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, снижением воспитательных воздействий, биологическими нарушениями. Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучают собственная неопределённость, одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребёнка.
К типичным психолого-педагогическим трудностям этих детей относятся:
- проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
- проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками;
- трудности самоотношения, самопонимания;
- трудности формирования жизненных целей, идеалов;
- внутреннее одиночество, непонимание другими;
- поиск границ доступного;
- стремление избежать давления, правил, норм, требований;
- трудности в обучении; неорганизованность.
Рекомендации родителям:
- Формируйте у детей позитивные жизненные стремления и цели.
- Создайте ребёнку все условия для комфортного существования, эмоционального благополучия.
- Помогайте формированию у детей волевого контроля и способности к самообладанию.
- Оказывайте посильную помощь в преодолении трудностей в обучении вашего ребёнка.
- Оптимизируйте взаимоотношения ребёнка в семье, способствуйте улучшению взаимоотношений с учителями, сверстниками.
- Обучайте адекватным способам поведения в трудных ситуациях.
- Обеспечивайте ребёнку ощущение безопасности, защищённости.
- При взаимодействии с детьми не впадайте в гнев, старайтесь не испытывать обиду, негодование. Такое прямое противостояние между ребёнком и взрослым ведёт к усилению непонимания.
- Составьте собственные правила для определения своей позиции, тактики и стратегии взаимодействия.
- Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
- Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребёнком.
- Стремитесь к позитивным изменениям условий жизни ребёнка в семье-это гарантия улучшения семейных отношений и стиля воспитания.
- Обратитесь за помощью к соответствующим специалистам, они помогут разобраться в вашей проблеме.
И помните, насколько бы трудная не была ситуация - выход есть всегда!