Рекомендации социального педагога
Манохиной Е.В.
«Если ребенок не хочет идти в школу»
Обычно задаются вопросом: «А почему не хочет?»
Я бы задала другой вопрос: «А почему он, собственно, должен туда хотеть?»
И еще вопрос: «А вам, родители, всегда хочется на работу?»
При воспитании детей я всегда провожу аналогию с взрослой жизнью. Это даже проще, чем пытаться поставить себя на место ребенка. И хорошо проясняет ситуацию.
Да, мне тоже не всегда хочется на работу. Но надо. Работа приносит мне деньги, деньги обеспечивают удовлетворение потребностей. То есть, у меня есть материальная мотивация к работе.
А еще бывает так, что работать — нравится, что от работы душа поет и хочется творить. Например, когда я получаю похвалу и признание. Это нематериальная мотивация.
А еще бывает так, что проект изначально не приносит ни прибыли, ни признания… Но есть убеждение, что через определенный промежуток времени все старания и вложения окупятся. И тогда будут и деньги, и признание. Это мотивация на перспективу.
Какая есть мотивация к учебе у вашего ребенка?
- Помогите ему осознать ценность образования, понять, для чего он учится и как ему это пригодится в дальнейшей жизни. Только не в форме нудного монолога об абстрактных перспективах поступления в ВУЗ («Блин, еще и там учиться…») и престижной работы («И опять отдохнуть не дадут»)… Спросите, чего ребенок хочет. А потом покажите, как учеба поможет достигнуть желаемого. Важно понимать, что далеко не вся информация, полученная в процессе обучения, когда-либо пригодится в жизни. Ценность обучения не в том, чтобы получить некий объем знаний, а в том, чтобы выработать навык обработки информации, развить память, речь, логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи. Мне очень нравятся слова Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» Я бы обобщила это до всего образования. Любое образование — ум в порядок приводит. Доказательство теорем способствует развитию способности логически обосновывать свою точку зрения, убеждая оппонента. Применение формул — помогает выстраивать аналогии и адаптировать чужой успешный опыт под свои актуальные задачи. Решение задач про трубы в бассейне, в которых вода втекает и вытекает — это подготовка мозга к решению других жизненных задач. Про семейный бюджет или рентабельность бизнеса — там тоже деньги втекают и вытекают… Аналогично с любым школьным предметом — так или иначе, а пригодится…
- Создайте ребенку ситуацию успеха. Эмоции успеха настолько сильны, что хочется пережить их еще и еще. Успех окрыляет, мотивирует, хочется дальше стараться и достигать. Хвалите ребенка даже за небольшие достижения. Не сравнивайте с другими детьми. Сравнивать можно только с прежними результатами ребенка. Если у ребенка низкая успеваемость по всем предметам, сделайте акцент сначала на одном. Усиленное внимание, возможно, работа с репетитором, приведут к повышению успеваемости по этому предмету и уверенность в своих способностях. А потом можно взяться за следующий предмет.
- Придумайте систему поощрений. Это нормально, если ребенок за хорошую учебу получает желанный подарок. Он старался. Он заработал. Ненормально, если это станет единственной мотивацией.
Какой бы сильной не была мотивация к работе, порой конфликты в трудовом коллективе доводят людей до увольнения. У ребенка нет возможности уволиться из школы… Но можно начать прогуливать… Важно понимать, что ведущий вид деятельности подростка – это общение. И часто негатив к школе вызван именно проблемами в общении с одноклассниками. В этом случае нужно решать проблемы не с мотивацией, а с коммуникабельностью и выстраиванием отношений. Здесь может быть необходима помощь психолога, чтобы разобраться, какие особенности стиля общения ребенка привели к сложившейся ситуации. Без этого прояснения и соответствующей коррекции поведения, даже перевод в другую школу не решит проблемы, потому что велика вероятность повторения ситуации. Напротив, при сплоченном классном коллективе в школу ребенок идет с удовольствием, потому что рад встрече с друзьями. Сплочение коллектива класса через совместную досуговую деятельность (походы, поездки, экскурсии) – важная задача не столько учителя, сколько родителей. Родители должны выступать инициаторами мероприятий и активными участниками. Детям легче дружить, когда дружат их родители. Совместные мероприятия родителей с детьми в начальных классах – относительное спокойствие родителей в старших. Родителю легче понять ситуацию в классе своего ребенка, когда он знает всех одноклассников и их родителей. Понимание ситуации – это возможность повлиять на нее и помочь ребенку.