Социальный педагог Синайская Н.С.
О сквернословии и о его дурном влиянии на неокрепшую душу ребёнка.
Сегодня мы с вами поговорим о сквернословии и о его дурном влиянии на неокрепшую душу ребёнка.
Послушайте притчи Монаха Варнавы «Замкнутый круг» и «Нехорошее слово».
«Замкнутый круг».
«Говорили люди привыкшему сквернословить человеку:
-Побойся Бога, не оскорбляй Его Пречистой Матери! Далеко ли так до беды? Только куда там!
Он ещё и оправдывался:
-Так я из-за этих бед и ругаюсь!
И никак не мог взять в толк, откуда в его жизни берутся те причины, после которых ему опять и опять приходится сквернословить…»
«Нехорошее слово».
«Написали на заборе нехорошее слово. Люди мимо идут – смеются. Те, у кого ещё совесть есть отворачиваются. Хорошо, хоть дети не все пока понимают…
Стыдно стало забору. Поднял он взор к небу и взмолился:
-Сожги лучше меня, чем терпеть такое… Совестно ведь пред людьми!
Потемнело небо. Приплыла суровая грозовая туча. Сверкнула страшная молния. И начался сильный дождь.
А когда прошла гроза, все увидели, что забор, как стоял, так и стоит. Только весь – чистый. Ливень сам смыл нехорошее слово. А молния ударила в дом того человека, который написал его.
Хорошо ещё сам он чудом остался жив. Но – не до будущей ли грозы?...»
Почему дети ругаются?
Рано или поздно, обычно лет в пять-шесть, каждый ребенок приносит домой «изящные» выражения, шокирующие взрослых. Родители часто спрашивают, нужно ли говорить сыну или дочери, «подхватившим» в детском саду какое-нибудь нецензурное слово, что это ругательство. Или лучше сделать вид, будто они не слышат, в расчете на то, что ребенок повторит раз-другой новое слово и забудет его. Я думаю, сказать стоит. Во-первых, нет никакой гарантии, что ребенок забудет ругательство. Даже если оно на какое-то время выпадет из его лексикона, он может его вспомнить в самый неподходящий момент, и тогда случится конфуз. А во-вторых, откуда иначе ребенок узнает, что это нехорошее слово и произносить его нельзя? Конечно, ругать малыша не следует. Равно как и объяснять ему значение матерных слов. Это только привлечет его внимание к запретной теме. Лучше спокойно сказать, что хорошие дети таких слов не произносят, это только хулиганы и глупые несмышленыши ругаются, и поэтому их никуда в приличное место не берут. Умный ребенок обычно понимает все с первого-второго раза, и инцидент бывает исчерпан. Но порой малыш, невзирая ни на что, упорно продолжает ругаться. О чем свидетельствует такое поведение? Чаще всего это бывает проявлением демонстративности, когда ребенку хочется выделиться, противопоставить себя окружающим, показаться взрослее и независимей, чем он есть на самом деле. Такие дети рано начинают подражать плохим примерам. К ним как бы липнет все отрицательное.
— Прямо не знаю, что делать, — жаловалась одна мама. — Читаем книжку — Максим слушает вполуха, но как только встретится что-нибудь этакое: слово какое-нибудь не очень хорошее или дразнилка, — хохочет, повторяет. Вчера читали «Сказку о рыбаке и рыбке». Так он ничего, по-моему, не запомнил, кроме «дурачина ты, простофиля».
Совладать с «демонстративным» ребенком нелегко, но вполне возможно. Принцип тут такой: с одной стороны, надо помогать ему нормально самоутвердиться, поскольку «демонстративные» люди на поверку оказываются очень неуверенными в себе. А с другой — резко отрицательно реагировать на его выкрутасы, в частности на ругательства.
Очень неплохо действует, если бранящегося ребенка легонько ударить по губам. И не больно, и хорошо отрезвляет. Но вообще-то «демонстративные» дети больше всего не любят, когда их не замечают (или им кажется, что не замечают). Значит, если ребенок будет сквернословить, его сначала надо предупредить, а если не подействует, лишить каких-либо благ, связанных с общением (прогулки, поездки, похода в гости, чтения на ночь, совместной игры и т.п.). Дети, привыкшие к эффективности своих демонстраций, усваивают этот урок не сразу. Скорее всего, потребуется несколько повторений. Главное, не давать слабины и не идти на уступки. Ну а самая тяжелая артиллерия — это бойкот. Если вы видите, что ребенок ругается вам назло, прекратите с ним разговаривать (естественно, объяснив ему причину своего поведения). Обычно родители поступают наоборот. Ребенок говорит плохие слова, желая привлечь к себе внимание, а взрослые притворяются, будто не замечают его «перлов», и ведут себя с ним как ни в чем не бывало. Тем самым они еще больше его раззадоривают.
Целесообразней четко определить ситуацию. Пусть ребенок поймет, что когда он вежлив, окружающие это ценят и стараются его порадовать. (А то часто бывает, что хорошее поведение«» ребенка взрослыми никак положительно не подкрепляется, и тогда у него пропадает стимул «держать себя в руках».) Когда же он ведет себя плохо, сквернословит, делает назло, взрослым следует показать, что в таком случае нет никакого желания иметь с ним дело. То есть два полюса — положительный и отрицательный — должны быть четко обозначены.
Еще сложнее с возбудимыми, восторженными детьми, вроде того четырехлетнего мальчика, у которого «сыпались изо рта лягушки», или с детьми, имеющими психические отклонения. Такие дети, войдя в раж, уже не контролируют свои слова и поступки. Конечно, их тоже следует учить сдерживаться, но надо иметь в виду, что часто они не могут собой владеть. Это не капризы, а болезнь. И педагогические приемы в данном случае необходимо сочетать с лечением.
Грубость на уровне тона.
Пресекать детскую грубость надо на уровне тона, не дожидаясь, пока ребенок начнет обзываться. А то взрослые чаще всего спохватываются в самый последний момент, когда маленькие наглецы уже настолько распоясываются, что им ничего не стоит назвать бабушку «старой дурой», а отцу с матерью заявить: «Отвяжитесь! Надоели!» Или даже послать их к черту. Но это только верхушка айсберга, а все основное закладывается, когда мы позволяем детям говорить с нами властным, требовательным, грубым тоном. Именно на тон надо обращать повышенное внимание, причем с раннего детства. Как бы ребенок ни был обижен, расстроен или взволнован, в его речи нельзя допускать хамских интонаций. Вы же приучаете его с ранних лет следить за гигиеной, тратите на это массу сил и нервов. А психическая гигиена важна ничуть не меньше (если не больше!).
Если сын или дочь привыкнут выражать любые эмоции, даже недовольство, без грубых, хамских интонаций, то им и обзываться будет потом гораздо труднее. Попробуйте-ка назвать человека дураком, сохраняя при этом спокойный, доброжелательный тон...
Методы борьбы.
Когда заводишь разговор о борьбе с грубостью, многим это кажется непосильной задачей. Но затем выясняется, что взрослым труднее всего... самим сохранять спокойствие и не срываться на крик.— Нужны просто железные нервы, — оправдываются они.
И оказывается, что в доме вообще принято разговаривать на повышенных тонах, поскольку «все устают» и с ребенком «никакого терпения не хватает».
Но ведь дети копируют манеры, привычки, интонации родителей. Так что здесь, как нигде, действует принцип «начни с себя». Иначе борьба обречена на поражение. Поставьте себе за правило не выполнять детских просьб, выраженных грубым тоном. Предупредите об этом ребенка заранее, а для пущей убедительности сошлитесь на какую-нибудь объективную причину (рекомендация доктора, учительницы, совет, вычитанный в научной книге). Это придаст вашим словам весомость, ведь, как известно, «нет пророка в своем отечестве». Ну а затем будьте тверды и сохраняйте самообладание.
Предположим, дочь властно, грубо требует купить ей шоколадку. Спокойно ответьте:
— Я, конечно, могу купить, но ты каким-то странным тоном со мной разговариваешь. Когда люди хотят, чтобы им сделали что-то хорошее, они говорят по-другому. Так что подумай. Может, тебе придет в голову, как надо попросить по-хорошему. И ни в коем случае не позволяйте втянуть себя в перебранку! Если это случится, вам будет трудно удержаться от резкости, и тогда начнется торговля: «Ага, тебе можно на меня кричать, а мне нельзя?» Хотя вообще-то и здесь не надо пасовать. Если уж на то пошло, скажите, что вы как родитель обязаны заботиться о ребенке. В том числе, воспитывать его. Лучше, конечно, воспитывать тихо, спокойно. Но если ребенок еще не дорос до понимания спокойных слов, приходится иной раз крикнуть. И эти слова не будут лицемерием. Ведь так оно и есть. Но все-таки не забывайте, что дети — наше зеркало, и все хорошее и плохое в них от нас.
Простые приемы на каждый день
• Возьмите за правило не материться в присутствии ребенка.
• Если ребенок позволил себе мат при других, сдержите эмоции, позже объясните, что это выглядело очень глупо и огорчило и вас, и гостей.
• Если мат «пришел» в речь от ровесников, постарайтесь не критиковать их – вы вызовите неэффективную конфронтацию, особенно если ребенку больше 10-12 лет.
• Методично и спокойно при удобном случае упоминайте, насколько нелепо и «не круто» выглядят матерщинники.
• Отвлекайте ребенка спортом и творчеством, подавайте позитивный и интересный ему пример.