Педагог-психолог Е.Ю.Токмакова
Одно из самых часто встречающихся состояний у маленьких детей — гиперактивность. Этот диагноз наиболее распространён среди дошкольников, но болезни могут быть подвержены и ребята более старшего возраста. Чрезмерно активный ребёнок плохо социализируется и испытывает трудности с учёбой. Ему сложно наладить отношения со сверстниками, сконцентрироваться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими нервными заболеваниями.
Детская гиперактивность наблюдается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Патология представляет собой нарушение нормального функционирования мозга, которое приводит к сильному нервному напряжению.
Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:
- активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру;
- сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее;
- отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям;
- дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.
Признаки гиперактивности выражаются следующим образом:
- Трудности в концентрации внимания;
- Непоседливость;
- Во время урока школьник может покидать своё место, нарушать дисциплину;
- Сложность в восприятии речи преподавателя;
- Вспыльчивость, агрессивность;
- Нервные тики;
- Несамостоятельность;
- Частые головные боли;
- Неуравновешенное поведение;
- Энурез;
- Сильная тревожность.
Гиперактивный ребёнок: что делать?
- Не паниковать
При правильно организованной реабилитации и коррекции трудностей состояние ребёнка значительно улучшается.
- Лечиться
В большинстве случаев целесообразно начинать с психологической консультации семьи ребёнка и психологической коррекции и желательно это всё сразу сочетать с лечением. Нужно понимать, что таблетки иногда бывают необходимы, но уповать только на них не стоит. Обязательно нужно посещать специалистов, занятых работой с такими детьми.
- Заниматься с психологом, дефектологом
В зависимости от возраста и сложностей ребёнка психолог и дефектолог выстраивают программу профилактики или коррекции нарушений. Вся эта работа направлена на то, чтобы уменьшить нарушения, повысить обучаемость и улучшить общение ребёнка.
Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:
- Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
- поддерживать дома четкий распорядок дня;
- выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
- автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
- отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
- сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
- У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
- не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
- не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
- не приказывать, а просить (но не заискивать);
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы.
- Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!
Гиперактивность — это не приговор. При правильном подходе и систематическом лечении можно избавить малыша от дискомфортных симптомов. Никогда не нужно укорять ребёнка, говорить о том, что он не такой, как другие. Главное, чтобы малыш всегда чувствовал, что его любят.