Педагог-психолог Е.Ю.Токмакова
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК АГРЕССИВНЫЙ
Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокация могут в ответ вызвать физическое действие (нападение, насилие и т. д.).
За агрессивным поведением всегда стоят какие-либо причины, и злость—это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Очень важно вовремя разобраться в причинах проявления злости, в противном случае агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности!
ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
1.Нарушения эмоционально-волевой сферы: неумение ребенка управлять своим поведением; недостаточное усвоение общественных норм поведения, общения.
2.Неблагополучная семейная обстановка:
- отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
- нет единства требований к ребенку; физические (особенно жестокие) наказания;
- асоциальное поведение родителей; плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения.
- Обучающей агрессивностимоделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества. Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессиии насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими, но очень эффективными способами решения конфликтов.
- Тяжелый психологический климат в учебном учреждении.
- Ребенок пережил какое-то травматическое событие: горе, перемена места жительства, сильный страх, насилие.
6.Трудности обучения.
КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА
(АНКЕТА)
1.Ребенок не может промолчать, когда чем-то недоволен.
2.Когда кто-то причиняет ему зло, он старается ответить тем же.
3.Иногда без всякой причины ему хочется выругаться.
4.Временами кажется, что в него вселился злой дух.
5.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
6.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, рвет их, разбирает.
7.Он не прочь подразнить животных.
8.Переспорить его трудно.
9.Очень сердится, когда ему кажется. Что кто-то над ним подшучивает.
10.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
11.Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
12.Часто, не по возрасту ворчлив.
13.Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14.Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15.Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16.Легко ссорится, вступает в драку.
17.Старается общаться с младшими, и физически более слабыми.
18.У него часто бывают приступы мрачной раздражительности.
19.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность—15-20 баллов
Средняя агрессивность—7-14 баллов
Низкая агрессивность—1-6 баллов
КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЕНКУ?
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах;
- Пусть ваш ребенок в каждый момент чувствует, что вы любите и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас;
- Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.);
- Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя);
- Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»;
- Повышайте самооценку ребенка;
- Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор;
- Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям;
- Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами;
- Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым;
- Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например, «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с детской агрессией. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.