Подготовка детей к школьному обучению
Советы педагога-психолога Токмаковой Е.Ю.
Начало школьного обучения — это закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Однако это и переломный момент, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к самому себе и своей деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, новому положению в обществе.
Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Образно психологическую готовность ребенка к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки. А неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, а также расстройства нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.
Современная жизнь задает высокую планку образованию. И, как следствие, школа предъявляет высокие требования к ребенку.
Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу!
- Свое имя, отчество и фамилию.
- Свой возраст (желательно дату рождения).
- Свой домашний адрес.
- Свой город (село) и его главные достопримечательности.
- Страну, в которой живет
- Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию
- Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
- Домашних и диких животных и их детенышей.
- Транспорт наземный, водный, воздушный.
10. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
11. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
12. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая левая сторона, верх—низ и т. д.).
14. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
15. Запомнить и назвать 6—9 предметов, картинок, слов.
16. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по KOHiypy предмет).
18. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
19. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).
21. Уметь устанавливать социальные контакты.
22. Иметь адекватную самооценку.
23. Контролировать свои эмоции.
24. Подчинять личные интересы общественным.
Рекомендации родителям будущих первоклассников
ü Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
ü Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается — это не вина ребенка.
ü Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.
ü Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».
ü Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
ü Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
ü Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все вам.
ü Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.
ü После школы не торопитесь садиться * за уроки, необходимо 2—3 часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов.
ü Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15—20 минут занятий необходимы 10—15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.
ü Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе»), похвала, даже если не все получается, необходимы.
ü В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.