Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Подготовка детей к школьному обучению

Подготовка детей к школьному обучению

Советы педагога-психолога Токмаковой Е.Ю.

 

 

Начало школьного обучения — это закономерный этап на жизнен­ном пути каждого ребенка. Од­нако это и переломный момент, это пе­реход к новому образу жизни и усло­виям деятельности, к новому отноше­нию к самому себе и своей деятель­ности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, новому по­ложению в обществе.

Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой оче­редного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ре­бенок должен быть готов к существу­ющей системе образования. Образно психологическую готовность ребенка к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший креп­кий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки. А него­товность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, а также рас­стройства нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывает­ся на здоровье ребенка.

Современная жизнь задает высо­кую планку образованию. И, как след­ствие, школа предъявляет высокие тре­бования к ребенку.

 

 

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу!

 

  1. Свое имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живет
  6. Фамилию, имя, отчество родите­лей, их профессию
  7. Времена года (последователь­ность, месяцы, основные приметы каж­дого времени года, загадки и стихи о временах года).
  8. Домашних и диких животных и их детенышей.
  9. Транспорт наземный, водный, воздушный.

10. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

11. Знать и уметь рассказывать рус­ские народные сказки.

12. Различать и правильно назы­вать плоскостные геометрические фи­гуры: круг, квадрат, прямоугольник, тре­угольник, овал.

13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (пра­вая левая сторона, верх—низ и т. д.).

14. Уметь полно и последователь­но пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (при­думать) рассказ по картинке.

15. Запомнить и назвать 6—9 пред­метов, картинок, слов.

16. Определять количество и по­следовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.

17. Хорошо владеть ножницами (ре­зать полоски, квадраты, круги, прямо­угольники, треугольники, овалы, выре­зать по KOHiypy предмет).

18. Владеть карандашом: без ли­нейки проводить вертикальные и гори­зонтальные линии, рисовать геометри­ческие фигуры, животных, людей, раз­личные предметы с опорой на геоме­трические формы, аккуратно закраши­вать, штриховать карандашом, не вы­ходя за контуры предметов.

19. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

20. Уметь внимательно, не отвлека­ясь, слушать (30 -  35 минут).

21. Уметь устанавливать социаль­ные контакты.

22. Иметь адекватную самооценку.

23. Контролировать свои эмоции.

24. Подчинять личные интересы общественным.

 

 

 

Рекомендации родителям будущих первоклассников

 

ü    Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустя­кам, не укоряйте за ошибки и оплошно­сти, даже если «вчера предупреждали».

ü    Не торопите. Умение рассчитать вре­мя — ваша задача, и если это плохо удается — это не вина ребенка.

ü    Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.

ü    Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуй­ся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».

ü    Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

ü    Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после шко­лы спокойно, не обрушивайте тысячу во­просов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тя­желого рабочего дня, многочасового об­щения с людьми). Если же ребенок че­ресчур возбужден, если жаждет поделить­ся чем-то, не отмахивайтесь, не отклады­вайте на потом, выслушайте, это не зай­мет много времени.

ü    Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все вам.

ü    Выслушав замечания учителя, не то­ропитесь устраивать взбучку. Поста­райтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда не­лишне выслушать обе стороны, и не то­ропитесь с выводами.

ü    После школы не торопитесь садиться * за уроки, необходимо 2—3 часа от­дыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов.

ü    Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15—20 минут занятий необходимы 10—15-минутные пере­рывы. Лучше, если они будут подвижными.

ü    Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возмож­ность ребенку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вме­сте»), похвала, даже если не все получа­ется, необходимы.

ü    В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сдела­ешь, то...» Порой условия становятся не­выполнимыми вне зависимости от ребен­ка, и вы можете оказаться в очень слож­ной ситуации.