Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Особенности работы с детьми разного возраста. (для педагогов и воспитателей)

 

 

Педагог – психолог

Павлова

Екатерина

Сергеевна

 

Особенности работы с детьми разного возраста.

(для педагогов и воспитателей)

Дошкольный возраст

Особенность дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно раз­витую память, не могут удержать весь объем задания, в связи, с чем они не могут выполнять поставленную педагогом или воспитателем задачу. Чтобы этого не происходило, необ­ходимо, особенно на первых порах, использовать по­этапное обучение, целый ряд дидактических игр и обязательно систематически возвращаться к пройден­ному учебному материалу. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и способам его выполнения.

Еще одна особенность работы связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над процессами тор­можения.

Советы для взаимодействия: специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тес­но связана с игрой, особенно при обучении детей млад­шего возраста. Так, мотив обучения будет для ребёнка более действенным в том случае, если в процессе обу­чения предлагается что-то сделать для игры. Педагог должен создавать обстановку доброжелатель­ности, уважение к каждому ребенку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребен­ка самостоятельности.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

 

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны.  Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла   (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Советы для взаимодействия: большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах(звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Подростковый возраст

В подростковом возрасте возникает ощущаемая потребность в актив­ности; горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может вылиться в ка­кое-либо действие; формируется собственная точка зрения на взаимоот­ношения между людьми, на моральные требования и оценки, развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди свер­стников и взрослых; не принимает на веру все, что слышат от взрослых, способны противостоять

влиянию окружающих; могут воздействовать на сверстников, утверждая среди них то, что

 

они сами считают несомненным и правильным; стремление к объединению в различные

группы, быть как все, не отстать от друзей, выделиться среди сверстников, занять место лидера.

 

        Советы для взаимодействия: проводите как можно больше массовых игр, коллективно-творческих дел, не забывайте о спортивных играх; помните, что дисциплина может страдать из-за «группового* авто­ритета, вводите в деятельность элементы соревновательности, так как этот возраст подчиняет свои интересы интересу команды; используете общий энтузиазм,

    Выбор игры: игра должна быть осмысленная, деятельная, доста­точно сложная; может быть рассчитана на длительную подготовку, дей­ствительно нужная, полезная самим и окружающим людям.

Юность 15-17 лет-это пора достижений, стремительного наращивания знаний, становления нравственности и открытия «Я»,обретения новой социальной позиции. Но это и возраст потерь детского мироощущения образа жизни, пора мучи­тельных и тревожных сомнений в себе и в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Это шаг в зрелость, пора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих планов, пора

всепоглощающего стремления к общению, ведущей чертой яв­ляется жажда самовыражения и самораскрытия. Они хотят больше самостоятельности, любят осознавать свою нужность, потому что как никогда хотят разобраться в себе, почувствовать силу сво­его «Я», пытаются оценить себя сами. Для них характерна повышенная кри­тичность, часто в позиции «со стороны».

     Советы для взаимодействия:

руководство поведением дол­жно быть без излишнего вмешательства и угроз со стороны взрослых; необходимы условия для отдыха; необходимо понимание взаимоотноше­ния полов.