Формы учебных занятий в детских объединениях
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным обучающимся. Сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а обучающимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.
Формы учебных занятий можно разделить на две группы:
- Занятия в учебном кабинете:
- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);
- Выездные занятия:
- учебные экскурсии;
- походы
- экспедиции
- практические занятия «на местности» ( в естественных для данного вида деятельности условиях);
- полевые практики.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы и теоретическую и практическую подготовку детей.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:
Дошкольный и младший школьный возраст |
Средний школьный возраст |
Старший школьный возраст |
Беседа с игровыми элементами |
Лекция |
Проблемная лекция |
Сказка |
Учебная игра |
Пресс-конференция |
Сюжетно-ролевая игра |
Творческий проект |
Практические занятия (лабораторная работа) |
Игра-путешествие |
Конкурс (КВН) |
Семинар |
Игра-имитация |
Заочная экскурсия |
Тематическая дискуссия |
Соревнования, состязания и др. |
Тематические задания по подгруппам |
Групповая консультация |
Защита творческой работы |
||
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.) |
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
- Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия (цель ставится на блок или раздел образовательной программы, задачи формулируются: обучающие, развивающие, воспитательные).
- На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
- Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
- Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
- Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Технология подготовки занятия
- Постановка цели занятия:
- Определение задач.
- обучающей;
- развивающей;
- воспитывающей.
- Определение этапов занятия.
Типы занятий
- комбинированные;
- занятия изложения нового материала;
- занятия закрепления изученного материала;
- занятия корректировки и проверки ЗУН;
- занятия проверки знаний и умений.
В зависимости от типа занятия ставится цель.
ЦЕЛЬ – это предвосхищенный результат, если результат и цель совпали – это идеальное занятие, при несовпадении, это должно быть дано объяснение педагогом, дающим занятие.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Их вариативность и содержание зависит от типа занятия, этапа обучения.
- Организационный
- Теоретический
- Практический
- Заключительный
Когда мы говорим об этапах занятия – это «внешняя оболочка» занятия, а теперь уделим внимание, «внутреннему содержанию».
- Организация занятия
Первые 10 – 15 минут занятия необходимо отвести на выполнение ряда организационных действий:
- Сбор детей
- Подготовку их к занятию
- Подготовку рабочих мест обучающихся.
Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них, поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Очень важным этапом занятия является «мобилизующее начало». Кроме мобилизующего начала могут быть «мобилизующие моменты» занятия (середина, конец занятия).
«Мобилизующее начало» должно предвосхищать тему занятия, если по «мобилизующему началу» мы сможем назвать тему занятия – это здорово!
Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
- Теоретическая часть занятия
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
- Изложение исторических данных по теме занятия;
- Устное описание объекта практической работы ( раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязь с другими элементами данной деятельности;
- Объяснение специальных терминов по теме занятия;
- Описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
- Правила техники безопасности.
Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 минут, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
- использование наглядного и раздаточного материала;
- использование технических средств обучения;
- привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих обучающихся детского объединения (начиная со второго года обучения);
- использование игровых методов обучения.
- Практическая часть занятия
Педагог долен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технических правил приемов работы.
При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди обучающихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее дети приступают к выполнении практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
- возраст детей;
- календарный период учебного процесса;
- тему учебного года;
- уровень подготовки детей;
- последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важным при выполнении практической работы являются следующие правила:
ü доведение каждой начатой работы до конца;
ü обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
ü поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
- Окончание занятия (последние 15 – 20 минут)
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.
Завершение занятия включает в себя:
- подведение итогов практической работы;
- закрепление учебного материала;
- объяснение домашнего задания;
- организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Особенности домашнего задания в дополнительном образовании детей:
- необязательность его наличия и выполнения;
- творческий характер;
- для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды работы), которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:
- последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы творческой и практической подготовки;
- выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;
- выполнение только практической работы (выездные занятия).
Методика подготовки учебных занятий
Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
- определение темы занятия;
- продумывание общего хода занятия;
- продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
- продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
- подбор методических материалов по теме занятия;
- выполнение практической работы;
- составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
- приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
- проветривание учебного кабинета;
- подготовка методических материалов к занятию;
- проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
Подготовка к проведению выездного занятия
Предварительная подготовка к занятия включает:
- определение темы и содержания занятия;
- определение места проведения занятия;
- выезд педагога на предлагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
- оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.
Предварительная подготовка детей к выездному занятию:
- рассказ о месте проведения занятия;
- изложение содержания учебных заданий;
- обсуждение формы выполнения заданий;
- обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.
Проведение и подведение итогов выездного занятия:
- в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
- на следующем (после выездного) занятия необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
- обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения, презентации и т.п.
Методика планирования учебного занятия
План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.
Планирование для каждого учебного занятия не является обязательным. Но при проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и предоставить комиссии (жюри, коллегам) его план.
Общая структура плана занятия
- Вступительная часть:
- название детского объединения;
- дата, время и место проведения занятия;
- номер и год обучения учебной группы (обучающегося);
- фамилия, имя отчество (полностью) педагога;
- тема занятия.
- Концепция занятия, включая цели и задачи.
- Ход занятия:
- краткое содержание и время теоретической части занятия;
- задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия
- подведение итогов занятия - приемы работы с детьми и время.
- Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
- Прогнозирование результатов занятия.
Требования к концепции занятия:
- В плане необходимо сформулировать цель
- Задачи должны соответствовать цели и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, развития и воспитания.
Требования к прогнозируемым результатам: занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.
Методы организации занятия
С точки зрения современной дидактики, существуют такие группы методов обучения:
- Словесные. 2. Наглядные. 3. Практические. 4. Методы проблемного обучения т.п.
Словесный метод - лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
Наглядный метод- метод иллюстраций: плакаты, картины, зарисовки и прочее; метод демонстраций: демонстрацией приборов, технических установок, химических опытов и прочего.
Практический метод - упражнения и лабораторно-практические работы.
Методы проблемного обучения- эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор аргументов и решение проблемы обучающимся.
Проектно-конструкторские методы - создание конкретных моделей; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел проектно-иследовательские работы.
Метод игры - игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра - конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.
Психологические и социологические - анкетирование; психологические тесты; создание и решение различных методы ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра.
Оборудование и материалы
Под оборудованием занятия следует понимать его материальное обеспечение, т.е. раздаточный материал, наглядные средства, технические средства обучения: аудио и видео, компьютеры, учебные пособия и т.д.
Структура занятия
Примерная структура занятия в системе дополнительного образования включает в себя следующие этапы:
- Организация начала занятия (актуализация знаний)
- Постановка цели и задач занятия (мотивация)
- Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом)
- Практическая часть (первичное закрепление навыков)
- Проверка первичного усвоения знаний
- Рефлексия
- Рекомендации для самостоятельной работы.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Дата________________________________________________________
Название объединения___________________________________________
Тема занятия:___________________________________________________
Тип занятия_____________________________________________________
Цель занятия:___________________________________________________
Задачи:
- обучающие_____________________________________________________
- развивающие___________________________________________________
- воспитательные_________________________________________________
Форма работы___________________________________________________
Методы обучения________________________________________________
Оборудование и материалы_______________________________________
ХОД ЗАНЯТИЯ: I. Организационный момент:
1) Приветствие и проверка присутствующих;
2) Активация необходимых знаний (актуализация);
3)Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся;
4) Целевая установка;
5) Сообщение темы занятия.
- Основная часть
1) Теоретическая часть;
2) Практическая часть. (Основные вопросы темы, последовательность их изложения, методы и способы обучения, использование технических средств обучения (ТСО) и методических материалов по каждому пункту основной части занятия).
III. Подведение итогов занятия
1) Проверка первичного усвоения знаний;
2) Выводы по занятию (подведение итогов работы);
3) Рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме), анализ типичных ошибок);
- Рекомендации для самостоятельной работы.
Литература
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект – пособие для студентов – педагогов и учителей. – М.: Педагогическое общество России; 1999.
- Евладова Е., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М: ВЛАДОС, 2002.
- Евладова Е., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М: ВЛАДОС, 2003.
- Пидкасистый П.И., Портонов М.Л. Искусство преподавания: (первая книга учителя). – М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная пресса; 2008.