Упражнения на установление контакта с подростками, создание доверительной атмосферы и на достижение взаимопонимания
«Поиск общего»
Группа делится на «двойки», и два человека находят определенное количество общих признаков, затем «двойки» объединяются в «четверки» с той же целью и т.д.
«Вася-Вася»
Вся группа задаст определенный ритм с помощью хлопков по коленям. Во время первого хлопка называют свое имя, во время второго - имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма.
«Что было бы, если...»
На отдельных карточках описывают различные проблемные ситуации (это могут быть сложные ситуации, связанные с общением в группе). Участники вытягивают карточки как жребий и говорят в круг - что они чувствуют и что делают в такой ситуации.
«Законодательное собрание»
Участники делятся на «палаты» (каждая группа придумывает себе имя). «Палаты» в порядке жребия получают «закон» (из списка правил группы) и задание выступить с ним на собрании. В выступлении «палата» должна объяснить присутствующим смысл закона, преимущества, которые он дает группе. Другие палаты могут выступить оппонентами, то есть сформулировать недостатки законопроекта и предложить изменения. Можно ввести фигуру секретаря, его задача - контролировать очередность и регламент выступлений, а также следить за выполнением правил группы.
«Дракон»
Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний - «хвост». Голова должна поймать хвост. Голова после этого становится хвостом, а головой - участник, следующий в цепочке за головой.
«Телетайп»
Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметными пожатиями рук. Задача ведущего, стоящего в центре - заметить пожатия рук. Тот, кого заметили, становится ведущим.
Рисунок «я-ты-мы»
Большой лист бумаги делится на несколько секторов. Каждый участник выбирает себе сектор, не имеющий общих границ с другими, и рисует там свой рисунок. В соседних секторах рисунок делается вместе с соседом. Центральное пространство листа оформляется всеми участниками.
Занятие на фокусировку внимания на собственной личности, на осознание своих границ (ограничение меня и защита меня), на осознание своего отношения к запретам.
«Я-игра»
Карточки с описаниями ситуаций раскладываются на ковре «рубашками» вверх так, чтобы составилась дорожка, по которой могут «ходить» фишки Участники по очереди бросают кубик и переставляют спою фишку на выпавшее количество «шагов», открывают соответствующую карточку и выражают свое мнение о ситуации, которая там описана.
«Атомы-молекулы»
Вся группа хаотично и быстро движется по комнате. По сигналу ведущего они должны составить пары - атомы превратиться в молекулы. Затем они снова движутся хаотично, уже в парах. По сигналу ведущего образуются тройки. Вариант: после каждого соединения группа снова распадается на «атомы», то есть движутся только одиночки.
«Стоп-граница»
Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят, должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнер подойдет слишком близко.
«Воздушный шарик»
Участники стоят. Каждому предлагается прочувствовать, какое пространство ему нужно, если он: воздушный шарик, костер, метатель диска перед броском, балерина, костер, муравей, снежный барс, таракан, опасный вирус, орел и т.д. Участник должен изобразить предлагаемое существо или вещь и обозначить вокруг себя необходимое ему пространство - руками, дистанцией по отношению к другим ребятам.
«Мой дом в нашей деревне»
Групповая скульптура. Условно ограничивается некое пространство в комнате. Участники по очереди входят в это пространство - останавливаются в определенном месте (на определенном расстоянии от других участников) и занимают определенную позу - так чтобы чувствовать себя максимально комфортно
«Жмурки»
Водящий с завязанными глазами должен поймать кого-нибудь из участников. Пойманный, становится водящим.
«Табу»
Ведущий ставит в центре небольшую коробку, в которой что-то лежит. «Там лежит то, чего нельзя». Каждому предлагается проявить себя в отношении предмета. Участники могут вставать, оставаться на месте, выражать отношение мимикой или жестами, подходить к коробке, брать в руки, заглядывать - каждый как считает нужным. Если кто-то ничего не предпримет - это тоже будет его способом реагирования на ситуацию.
Игры и упражнения по работе с агрессией и проявлениями эмоций
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
- 1 хлопок — здороваемся за руку;
- 2 хлопка — здороваемся плечиками;
- 3 хлопка — здороваемся спинками.
Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Упражнение «Я есть, я буду»
Ребенку предлагается рассказать, какой он сейчас: внешность, чувства, качества, поведение. По желанию ребенка он может использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой вспомогательный материал. Психолог может использовать аудио- или видеозапись рассказа.
Затем ребенку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Желательно, чтобы психолог использовал и на этом этапе аудио- или видеозапись. После этого ребенку предлагается прослушать (просмотреть) два рассказа и сравнить их. Если присутствуют отличия, то ребенку самому представляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.
Игра «Угадай голоса»
Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из участников становится водящим.
Условия игры: водящий становится спиной к остальным участникам игры. В это время кто-то произносит 2-3 слова (это может быть очень короткое предложение: «Сегодня жарко» и др.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагается 2-3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.
«Замри-отомри»
«Замри-отомри» - подвижная и веселая игра для самых маленьких ребят. Играть в нее можно в группе детского сада, на переменке в начальной школе или просто в любой компании, где есть маленькие дети. Проводить игру можно на свежем воздухе или в закрытом помещении.
Перед началом игры дети выбирают водящего. Водящим может быть и взрослый организатор игры. Например, воспитатель в детском саду.
По команде дети начинают двигаться, бегать, подпрыгивать или изображать что-либо. Водящий дает команду «Замри!». Все игроки должны остановиться и замереть в той позе, в которой их застала команда. Тот, кто не справился с задачей и продолжил движение, становится новым водящим или выбывает до начала следующей партии.
Водящий командует «Отомри!». Дети снова начинают произвольное (или заранее оговоренное) движение до следующей команды «Замри!».
Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель или пока не надоест.
Упражнение «Цветок»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».
Упражнение «Снежная баба»
Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребёнком вы лепите снежную бабу.
Итак, «слепили мы во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребёнка изобразить сн. бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замерзла голова (попросить ребёнка напрячь голову и шею), потом плечи (напрячь плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить сн. бабу. Уперлась сн. баба своими ножками (сильно напрягает ноги), и не удалось ветру разрушить сн. бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу, решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (ребёнок свободно опускает голову), потом плечи (расслабляет и опускает плечи), потом руки (мягко опускает руки), потом туловище (ребёнок, как бы оседая, наклоняется вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Ребёнок сначала садится, потом ложится на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекается по земле».
Игра «Сороконожки»
«Игроки становятся в ряд, друг за другом и каждый держится за пояс игрока, стоящего впереди него. Ведущий дает «сороконожке» различные задания, которые она должна выполнять. Так же можно проводить соревнования между несколькими «сороконожками». При этом выигрывает та команда, которая выполнит больше всех заданий, прежде чем их «сороконожка» развалится.
Примеры заданий, которые может давать ведущий «сороконожке»:
— Сороконожка поднимает все свои правые (левые) ножки.
— Сороконожка прыгает.
— Сороконожка садится (игроки должны присесть на корточки).
— Сороконожка ползет сидя (игроки передвигаются на корточках).
— Сороконожка встала и побежала.
— Сороконожка чешет передней ножкой самую заднюю пятку.
Игра «Гармоничный танец»
В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (Лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.
Игра – упражнение «Передай улыбку»
Психолог. Я предлагаю поиграть в игру «Передай улыбку». Мы будем улыбаться и называть друг друга ласково по имени. Что вы чувствуете сейчас?
Ответы детей.
Упражнение «Ласковый мелок»
Цель: Развитие навыков общения, снятие агрессивности.
Проведение: Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное
Упражнение «Мы клоуны»
Дети изображают клоунов, грустных, веселых, с шарами и тд.
Упражнение «Отражение в зеркале»
Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок – зеркало, другой – смотрящийся в зеркало. Задача играющих – синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения принадлежит смотрящему в зеркало. Через одну-две минуты дети в паре меняются ролями.
Упражнение «Апельсин»
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).
«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
Упражнения для развития ассертивности (уверенности в себе, способности самостоятельно регулировать собственное поведение) у несовершеннолетних
«Мои сильные стороны»
Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на активную жизненную позицию.
Группа разбивается на пары, кто – то один из пары начинает перечислять свои положительные качества, начиная каждую фразу следующим образом: «Мне нравится в себе…». Второй партнёр внимательно слушает, не перебивая и не уточняя. Затем по команде руководителя партнёры меняются ролями. После того как все высказались, руководитель раздаёт листы бумаги и карандаши, предлагая всем написать свои сильные стороны на листочке. Затем группа обсуждает, как, опираясь на свои сильные стороны, сделать что – то по – настоящему ценное. Затем участники рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны для достижения своих целей.
«Три имени»
Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
«Хвастовство»
Цель: создание условий и формирование навыков самораскрытия.
Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). «Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе». На выступление отводится - 1 минута. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.
«Неуверенные и уверенные ответы»
Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях и формирование необходимых «ролевых» пристроек. Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации:
- Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
- Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас об этом обстоятельстве.
- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
- Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. Вы терпеть этого не можете.
- Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
- Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут.
Игры на взаимодействие в коллективе и сплоченность коллектива
Общей целью игр — организовать взаимодействие в коллективе и способствовать его сплочению.
Построится по...
Может использоваться также как разминка. Участникам предлагается построиться в шеренгу по любому признаку, например, дате рождения. То есть в начале шеренги окажутся рожденные в январе, потом в феврале, и т.д. Задача усложняется тем, что разговаривать нельзя - общение происходит на языке жестов. Признак может быть любой - дата рождения, рост, вес, цвет волос, цвет глаз, величина ладони, веселость, активность и т.д. Игра поможет лучше узнать друг друга, разрядиться, сплотиться. Также происходит осознание относительности любой системы оценки.
Опора
Группа разбивается на пары.
1) Участники каждой пары встают друг к другу спинами. Один из них спиной опирается на спину другого, совершенно расслабившись, отдав всю тяжесть «опоре». Второй участник должен держать первого столько, сколько захочет.
2) Оба партнера стоят, оперевшись спинами друг о друга. Они находят оптимальную точку опоры для обоих, выбирая угол наклона
так, чтобы не испытывать напряжения. Запрещается поддерживать партнера, оба должны «отдать» друг другу всю тяжесть своего тела. В этом положении пара может стоять столько, сколько захочет.
После выполнения упражнения необходимо провести анализ, используя вопросы: В каком случае стоять было удобнее? Когда стоять хотелось дольше? Почему некоторым не удавалось опереться друг на друга? Было легче опираться самому или удерживать? Если эту процедуру сравнить с процессом общения, какие мысли возникают?
Печатная машинка
Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита (если играет меньше тридцати трех человек, можно исключить редко встречающиеся буквы и подобрать слова, где они не используются). Ведущий предлагает представить всем, что они клавиши печатной машинки. Чтобы на этой удивительной машинке печатать слова, «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово «дом». Чтобы его «напечатать», должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и наконец тот, у кого буква «М». Чем быстрее участники справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает ребятам все более длинные и сложные слова и даже предложения.
Упражнения для снятие стресса
«Что выбивает меня из колеи»
Для игры понадобится несколько надувных шариков на которых фломастером будут написаны различные источники стресса (друзья, семья, транспорт, взаимоотношения, центр, и т. д.). Участникам предлагается встать в круг и перекидывать друг другу шарики так, чтобы их не уронить. Игра начинается с одного шарика, затем количество их увеличивается. Если хотя бы один шарик упадет, игра останавливается. Педагог зачитывает источник стресса и просит участников привести примеры стрессовых ситуаций, связанных с этим источником.
После игры в группе можно обсудить следующие вопросы:
- какие факторы стресса были названы чаще всего?
- что вы почувствовали, когда в игре было много шариков?
- как понимание собственных источников стресса поможет лучше с ними совладать?