Основные требования к поощрению, наказанию воспитанников учреждения в рамках осуществления их социально-педагогической реабилитации
Выполнение функции наказания/поощрения со стороны воспитателей должно отвечать следующим основным требованиям:
Наказание |
Поощрение |
Не должно унижать человеческое достоинство воспитанника (табу на оскорбления, физическое наказание, уничижительное обращение). [способствует развитию самоконтроля, чувства собственного достоинства, дает шанс и надежду на исправление, не формирует образ «врага» в лице воспитателя] быстрее изменять/реабилитировать личность ребенка в целом, а не конкретные его проявления, формируя позитивный образ «Я»]
|
Всеобщность выражения [даёт быстрее изменять/реабилитировать личность ребенка в целом, а не конкретные его проявления, формируя позитивный образ «Я»] |
2. Нельзя наказывать трудом или учебой. [отбивает охоту учиться и трудиться, ассоциируясь с негативным подкреплением] |
2. Соразмерность заслуге [формирует чувство адекватности и справедливости] |
3.Неотвратимость [вырабатывает каузальную зависимость поведения от полученного опыта]
|
3.Накопительный характер (жетонная система) [стимулирует позитивные изменения поведения, привносит элемент игры и соревнования в детский |
4. Конкретность [даёт осознать конкретные промахи и ошибки, не перенося негативную оценку на всю личность ребенка]
|
4. Предметное выражение (жетонная система, подарки, и т.п.) [формирует чувство достижения успеха, эмоциональный подъем, переживание заслуги] |
5. Понимание и принятие [формирует рефлексию и самосознание ребенка, способствует саморегуляции и морально-нравственному развитию]
|
5. Следует через маленький промежуток времени после заслуги, но не сразу [даёт достигнуть более стойкий эффект, может быть оговорено с ребенком] |
6. Соразмерность проступку [формирует чувство адекватности и справедливости]
|
6.Обязательность исполнения [дает чувство уверенности в выбранном поведении как позитивном и нужном самому ребенку] |
Примеры |
|
Лишение удовольствий, изоляция, штрафные санкции (не разрешать пользоваться телефоном, играми и т.п.).
|
Вербальное поощрение, система жетонов (грамоты, вымпелы и т.п.), мелкие подарки, игра на компьютере, шанс звонить домой вне очереди и т.п. |
Дополнительные требования: Должна существовать предварительная договоренность по поводу применения тех или иных поощрений и наказаний, с подробным объяснением «как» и «за что». Первичная беседа по этим вопросам проводится сразу же после поступления воспитанников; в случае конфликта между 2 детьми дать шанс самими выявить виновного, если этого не происходит, наказываются оба. Выполнение обязательных требований проживания в центре не поощряются/ не выполнения – наказываются. Поощряются любые успехи воспитанника, вызванные собственной активностью. Привлекать воспитанников к оценке успехов и нарушений свои собственных товарищей, для создания объективности оценки самооценки воспитанников.