Рекомендации по взаимодействию специалиста учреждения с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам
Психологическая поддержка: |
Установки и чувства: |
Формы поведения |
Поддержка ребенка посредством: |
1. Опираться на сильные стороны. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 3. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребенку. 4. Проводить больше времени с ребенком. 5. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. 6. Знать обо всех попытках ребенка справиться с проблемой. 7. Уметь взаимодействовать с ребенком. 8. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 9. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 10. Принимать индивидуальность ребенка. 11. Проявлять веру в ребенка. 12.Демонстрировать оптимизм. |
1. Желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время; 2. Желание помочь Конкретному ребенку; 3. Признание того, что чувства ребенка – это его истинные чувства; 4. Отношение к ребенку как к самостоятельной личности с его индивидуальной идентичностью и чувствами; 5. Вера в способности ребенка управлять своими чувствами, преодолевать их и находить решение; 6. Понимание того, что чувства преходящи, не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними. |
Позы и жесты, формирующие доверительный контакт: 1. Смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не сверлите его взглядом; 2. Язык жестов, естественные и свободные позы (открытые ладони, развернуться в сторону ребенка всем телом, не скрещивать руки). 3. Разговаривая с ребенком, не пытаться делать другие дела параллельно. Все внимание должно быть сосредоточено на беседе с ребенком. Активное слушание: 1. Стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное междометья (ага, угу), уточняющие вопросы. 2. Обратная связь, позволяющая ребенку узнать интерпретацию того, что он сказал; 3. Отражение чувств («я вижу, что ты взволнован/напуган/счастлив и т.д.»). Это позволяет ребенку учиться осознавать свои чувства, а специалисту показать то, что он принимает чувства ребенка. |
1. Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его; есть вместе с ним). 2. Выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех). 3. Прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять его); 4. Отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); 5. Высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал») |