Приемы воспитания, используемые в условиях социально-реабилитационного учреждения
Реализация каждого вышеперечисленного метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической ситуации.
Приемы воспитания трудных подростков - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитанников оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.
Прежде специалистами используются приемы индивидуального педагогического воздействия:
Прием- просьба о помощи - для того, чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт специалист обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанников представить себя на его месте и помочь найти способ их решения.
Прием - оцени поступок - для выяснения нравственных позиций воспитанника и коррекции этих позиций специалист рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.
Прием-обсуждение статьи - подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Специалист просит воспитанника дать оценку этим поступкам. В дискуссии специалист через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.
Прием - доброго поступка - в процессе работы с воспитанником ему предлагается оказать помощь нуждающемуся, важно при этом положительно оценить этот поступок, но не возводить его в ранг «героического поведения».
Прием - стратегия жизни - в ходе беседы специалист выясняет
жизненные планы воспитанника, после чего он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать реализации.
Прием-рассказ о себе и о других - специалист предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дня (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-другому?
Прием - мой идеал - в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
Прием-сказка для воспитанника - это прием использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих лиц. Окончание сказки придумывается вместе с педагогом и воспитанником.
Прием – само стимулирование - воспитанники, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются потом коллективному обсуждению.
Прием-инструктирование - на период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение участников: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнения своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием-коррекция позиций - тактичное изменение мнения воспитанников, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и снижающих эффективность выполнения творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос -подсказка и т.д.)
Прием - самоотстранение воспитателя - после того как определены
цели и содержания задания, установлены правила и нормы общения в ходе его выполнения, воспитатель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового воспитанника.
Педагогических приемов, используемых в работе воспитанниками с девиантным поведением бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый специалист из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.