Методы работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
Методы, используемые в профилактике девиантного поведения, в том числе и самовольных уходов (побегов) - это способы реализации целей реабилитации и ресоциализации воспитанников, а также взаимодействия педагогов, психологов, социальных работников и воспитанников, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности. Достижение поставленной цели осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Каждый метод и соответствующий метод самовоспитания отличается один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать у воспитанников с девиантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, ответственности за себя), таким образом корректируется и организуется поведение и деятельность личности. Методы воздействия на интеллектуальную сферу: используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство воспитаннику нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, воспитанники воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения специалистом своей позиции. Убеждаясь в правоте сказанного, воспитанники формируют свою систему взглядов на мир и общество.
Методы воздействия на мотивационную сферу: включают в себя стимулирование - методы, в основе которых лежит формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности: Поощрение - это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение детей с девиантным поведением может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Надо отметить, что поощрение трудных подростков требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может привести вред воспитанию. Поощрение должно быть естественным следствием поступка воспитанника, а не следствием его стремления получить поощрение. Также особенно важно, чтобы поощрение не противопоставляло ребенка остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и согласовано с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого воспитанника.
Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого в работе с воспитанниками с девиантным поведением должно предупреждать нежелательные их поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны и применяются на практике следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; выражение морального порицания; осуждение.
Перечисленное может реализовываться в работе с воспитанниками в различных формах: в виде наказаний - экспромтов; традиционных наказаний. Очень важно заметить, что наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не унижать достоинство воспитанника. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому в условиях проживания воспитанника в отделении педагогам необходимо всегда учитывать, что нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение воспитанника. Методы стимулирования помогают воспитанникам формировать умение оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей — пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбора соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.
В эмоциональной сфере у воспитанников необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонением от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд. Воспитание девиантной личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если специалистам удается сочетать требовательность и доброту. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у воспитанников формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучению управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу воспитанника, является внушение, которое может осуществляться вербальными или невербальными средствами. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
В волевой сфере у девиантных подростков необходимо формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, какие воспитанник ставит цели, а сколько, то, как он их реализует, на что пойдет личность ради достижения цели. Принятие решений - это не только выбор альтернатив на разумной основе, но и волевое разрешение противоречий, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у воспитанников инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения. Доминирующие влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. По форме предъявления к воспитанникам различают прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Косвенное требование (совет, намек, просьба, доверие, одобрение.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы — переживания, интересы, стремления воспитанников. Приучение - это также используемая разновидность педагогического требования, его уместно использовать в работе воспитанниками с девиантным поведением и применять тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко в работе приучение сопровождается болезненными процессами и вызывает недовольство. Использование приучения обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в нем, направлено на благо самого воспитанника, и это единственное насилие, с нашей точки зрения, которое может быть оправдано. Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации является упражнение - доведение выполнения требования до автоматизма.
В сфере саморегуляции специалисты в своей работе формируют нравственную правомерность выбора воспитанника - совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию. Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на развитие у воспитанника навыков анализа жизненных ситуаций, на обучение навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, на формирование навыков честного отношения к самим себе и окружающим. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых воспитанник внесет изменение в свое поведение, в отношении к людям. Такая коррекция проводится на основе сопоставления поступка воспитанника с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности.
В предметно-практической сфере необходимо развивать у воспитанников способность совершать нравственные поступки, проявлять честное и добросовестное отношение к действительности, умение оценивать нравственность поступка. Методы воздействия на предметно-практическую сферу предполагают развитие у воспитанников качеств, помогающим им реализовать себя как существо общественное и в то же время как неповторимую индивидуальность. Специалистам необходимо создавать воспитывающие ситуации, в процессе которых воспитанник становится перед необходимостью решать какую-либо проблему. Это может быть либо проблема нравственного выбора, либо проблема выбора способа организации деятельности, либо проблема выбора социальной роли. Специалист умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для воспитанника и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социального воспитания как метода самовоспитания.
В процессе включения в такие ситуации у воспитанников формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является метод соревнования, он способствует формированию качеств конкурентно способной личности.