Использование интерактивного обучения в реабилитационно-воспитательном процессе
Интерактивное обучение осуществляется с помощью методов и приемов.
Интерактивные методы обучения — это способы взаимодействия всех участников реабилитационно-воспитательного процесса, в ходе которого слушатели перестают играть пассивную роль и активно приобщаются к работе.
Интерактивные технологии обучения делают реабилитационно-воспитательный процесс более интересным и эффективным .
Классификаций интерактивных методов обучения существует немало. Рассмотрим некоторые из них.
По последовательности применения
Вступительные |
Настраивают на рабочий процесс, создают доброжелательную атмосферу на занятии, знакомят с темой и задачами: «Продолжи предложение» |
Основные |
Решают ключевые проблемы: «Мозговой штурм», «Театрализованные игры», «Карусель» |
Завершающие |
Наталкивают на рефлексию и желание подвести итоги: «Сенкан», «Собираем чемодан» и т.д. |
Вспомогательные |
Используются при необходимости. Снимают напряжение, помогают сменить вид работы: «Передай улыбку» |
По принципу активности (М. В. Кларин)
Физические |
Смена места работы, составление пазлов, рисование, создание наглядности и т.д. |
Социальные |
Формулировка вопросов, ответов и аргументов |
Познавательные |
Выступления, дополнения, комментарии, поиск и подбор информации |
Пометун Е. И. и Пироженко Л. В. выделяют следующие интерактивные формы обучения
Кооперативное |
Работа в парах, тройках, малых или больших рабочих группах: «Карусель», «Аквариум» и пр. |
Коллективно-групповое |
«Микрофон, «Мозговой штурм», «Ажурная пила» |
Ситуативное моделирование |
Ролевые игры, инсценировки, драматические зарисовки |
Разработка дискуссионных вопросов |
Дискуссия, метод «Пресс» или «Займи позицию» |
Как организовать интерактивную работу на занятии
- привлеките к работе всех без исключения воспитанников, дав задание с учетом индивидуальных особенностей каждого;
- позаботьтесь о психологической готовности воспитанников;
- создайте комфортную среду посредством доброжелательного общения;
- заранее подготовьте помещение, обеспечив свободное передвижение участников;
- проявляйте терпимость и толерантность к любому мнению;
- выслушайте всех участников, проявляя уважение к их взглядам;
- будьте внимательны к пожеланиям воспитанников при формировании групп;
- не используйте на одном занятии более трех интерактивных упражнений;
- помните, что интерактивные занятия лучше всего проводить при небольшом количестве участников.
Перед применением интерактивных методов обучения озвучьте или сформулируйте совместно с участниками правила поведения на занятии.
Например, следующие:
- каждое озвученное мнение важно;
- неправильных мнений не существует;
- не бойтесь высказываться;
- мы все — равные партнеры;
- обсуждаем мнения, а не людей;
- высказываемся четко, лаконично, предметно;
- слушаем друг друга;
- озвучиваем только обоснованные доказательства.
Используйте интерактивные игры и упражнения — они удовлетворяют потребность воспитанников в общении и выражении своих мнений.
Название метода |
Содержание интерактивного метода |
Микрофон |
Дети вместе с воспитателем образуют круг. Передавая друг другу имитируемый или игрушечный микрофон, они выражают свои мнения по заданной теме — по предложенным к рассмотрению вопросам или проблемам. Высказывания не обсуждаются. Правила:
|
Дебаты |
Обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «парламентские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте. В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны. Высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, ища способ решения проблемы Правила:
Ориентировочные темы: Почему люди бывают злыми? |
Вдвоем |
Дети образуют рабочие пары (для общения) и выполняют предложенное задание. Правила:
Например: Какой мультфильм тебе нравится? |
Цепочка |
Дети образуют рабочие пары, обсуждают задачи и вносят свои предложения в имитируемую цепочку — к примеру, в таблицу, где приводится сюжет сказки в рисунках или условных обозначениях, или сами создают «цепочку действий», «поезд» и т.п. |
Снежный шар |
Дети объединяются в маленькие группы и обсуждают проблемные вопросы и ситуации или выполняют общую задачу, договорившись о четкой последовательности действий каждого члена группы |
Синтез мнений |
Дети объединяются в маленькие группы и выполняют определенную задачу: например, делают рисунок на листе бумаги и передают его в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание |
Круг идей |
Каждый участник или каждая группа выполняет одно и то же задание — обдумывает определенный вопрос, а затем вносит свои предложения, идеи и т.д. |
Общий проект |
Дети объединяются в несколько групп. Группы получают различные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы. А потом каждая группа представляет свой вариант решения этой проблемы |
Ассоциативный цветок |
Дети объединяются в несколько групп. На доске закрепляют «середину» цветка с изображением определенного понятия. Каждая группа выбирает слова-ассоциации и картинки-ассоциации к этому понятию |
Судебное заседание
|
Обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела) |
Упражнение «Подари улыбку» |
Воспитатель предлагает детям повернуться друг к другу, улыбнуться, затем повернуться к соседу и улыбнуться. Повернуться к воспитателю и улыбнуться.
|
Упражнение «Собираем чемодан» |
Каждому участнику предложить сказать, что ценного он возьмет с собой из нашего занятия, чем станет пользоваться на практике.
|
Упражнение «Интервью» |
Один из участников садится в центр круга. Группа может задать ему 5 вопросов, но строго соблюдая рамки какой-то социальной роли, например, вопросы как педагогу, как родителю, как студенту и т. д. Затем следующий желающий садится в центр круга. Ему также задается 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.
|
Структура занятия с использованием интерактивных технологий обучения
Для эффективного проведения занятия, на котором вы применяете интерактивные методы обучения, не пропускайте важных этапов работы.
Мотивация |
Заинтересовывайте воспитанников темой занятия во время рассказа или беседы с ними, демонстрируйте наглядность |
Объявление темы, цели и задач |
Добивайтесь понимания воспитанниками смысла их деятельности на занятии |
Изложение нового материала |
Предоставляйте воспитанником необходимую информацию по теме, чтобы на ее основе они могли выполнять упражнения |
Выполнение интерактивных упражнений |
Содействуйте усвоению воспитанниками нового материала посредством интерактивной деятельности с презентацией ее результатов |
Рефлексия |
Добивайтесь осознания воспитанниками опыта, приобретенного ими во время занятия |
Подведение итогов |
Объясняйте содержание выполненной работы, подчеркивая, что воспитанники могут постоянно совершенствовать полученные знания |
Рассмотрим некоторые методы обучения на занятии подробнее.
Метод «Аквариум» напоминает игру «Что? Где? Когда?». Воспитанники объединяются в несколько групп, каждая из которых получает конкретную задачу. Участники каждой группы по очереди садятся на стулья в центре группы и обсуждают полученное задание в течение 3-5 минут, затем группа принимает решение. Остальные воспитанники группы только следят, проводится ли дискуссия по установленным правилам, и не вмешиваются в обсуждение. По истечении отведенного времени они высказывают свои мнения относительно услышанного, дают ответы на вопросы:
- Согласны ли вы с решением группы?
- Было ли это решение достаточно аргументированным?
- Какой из аргументов вы считаете самым убедительным?
После этого обсуждает свою задачу другая группа и т. д.
«Незавершенная цепочка» позволяет выявить мнения воспитанников по определенным вопросам, проанализировать, насколько их заинтересовала тема занятия, и т.п. Для проведения упражнения по этой технологии заранее составьте список с началами предложений и предложите воспитанникам их завершить.
К примеру: «На занятии меня заинтересовала информация о...»; «Из полученной информации я сделал (сделала) вывод о том, что...»
Метод эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передавать слово тому, кому считает нужным.
Дискуссия (лат. Duscussio - рассмотрение) - публичное обсуждение спорного вопроса. Дискуссия дает прекрасную возможность выявить различные позиции воспитанников по определенной проблеме или спорному вопросу. Для того чтобы дискуссия была откровенной, необходимо создать в аудитории атмосферу доверия и взаимоуважения. Поэтому детей необходимо учить правилам культуры ведения дискуссии. Лучше всего, когда эти правила "создаются" в процессе совместного обсуждения. Как ориентировочный образец приводим "Правила дискуссии":
- Говорите по очереди, а не все сразу.
- Не перебивайте говорящего.
- Критикуйте идеи, а не лицо, их выразила.
- Уважайте все высказанные мнения (точки зрения).
- Не смейтесь, когда кто-то говорит, за исключением, если кто-то шутит.
- Не меняйте тему дискуссии.
Метод «Мозговой штурм» — совместное решение проблемы, которое становится возможным благодаря использованию особых приемов обсуждения. Группа, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы.
Он предусматривает такие этапы, как:
- генерация идей всеми участниками (этап продолжается от 15 минут до 1 часа; действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются»);
- выбор наилучшей идеи (происходит обсуждение выдвинутых идей; При этом группа, выдвигавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе).
- анализ наилучшей идеи.
«Жужжащие группы» - метод, который заключается в разделении большой группы на несколько малых для работы над определенной проблемой или вопросом. Обсуждения в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники.
Метод «Займи позицию» - позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Этот метод - хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того, чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать детям возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его можно также использовать в конце занятия для оценки понимания детьми данной темы.
Этапы работы:
- Постановка дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы согласны или не согласны с поведением старика в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина?»). Предварительно воспитателем вывешиваются таблички: Полностью согласен, Полностью не согласен, Скорее согласен , Скорее не согласен.
Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек. Далее происходит обмен мнениями, аргументация. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов. Подводятся итоги.
Метод ПРЕСС - состоит из четырех этапов :
- Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»);
- Обоснование своей мысли («… Так как…»);
- Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»);
- Обобщение, выводы («Итак…, Таким образом…»).
Метод "Карусель" Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно дети, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это дети, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Описание упражнения. Участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне; те, кто во вторую, — занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли: например, те, кто сидит во внутреннем круге, принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а те, кто во внешнем, — активную (рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через 1,5–2 мин по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меняется состав пар) и меняется распределение ролей: те, кто слушал, теперь рассказывают, а кто рассказывал — слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активная и пассивная роли и задается новая тема для обсуждения. Таким способом обсуждаются 2–3 темы.
«Мозговой штурм методом карусели» В этом методе группа разбивается на малые подгруппы и каждой подгруппе выдается большой лист бумаги с проблемными вопросами вверху листа. В течение короткого периода времени каждая подгруппа набрасывает по своей теме максимальное число идей. Затем подгруппы обмениваются листами и продолжают работать над следующими темами, и так продолжается, пока каждая подгруппа не внесет свой вклад в разработку всех тем. В конце мозгового штурма все листы предъявляются группе, и дети могут посмотреть на результаты общей работы. В продолжение обсуждения каждая подгруппа может получить обратно лист, с которого они начинали работу, с просьбой осмыслить все предложения, выдвинутые по данной теме.
Близким по форме к разновидностям «Карусели» является метод «Дерево решений. Метод «Дерево решений»: При использовании метода «Дерево решений» группа делится на 3 или 4 подгруппы с одинаковым количеством детей. Каждая подгруппа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом подгруппы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену подгрупп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Подгруппа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна подгруппа) и минусы (вторая подгруппа) какого-то вопроса.
Метод "Ток-шоу" Воспитатель на занятии выполняет функции ведущего "Ток - шоу". Работа детей организуется следующим образом:
- Объявляется тема занятия.
- Затем предлагается высказаться по предложенной теме "приглашенным гостям".
- Слово предоставляется "зрителям", которые могут выступить со своим мнением или задать вопрос "приглашенным", на чтоо отводится не более 1 мин.
- "Приглашенные" должны отвечать как можно короче и конкретнее.
- Ведущий (воспитатель) также имеет право задавать вопросы или прервать выступающего за лимит времени.
Эта форма работы помогает научиться участвовать в общих дискуссиях, высказываться лаконично и аргументировано защищать свою позицию, влиять на формирование общественного мнения.
Метод "Ажурная пила" Этот метод учит воспитанников работать "в команде" для обработки большого количества информации за короткий промежуток времени. Положительным эффектом "ажурной пилы" является поощрение участников к взаимопомощи, конструктивному сотрудничеству и толерантности. Основной принцип этого метода "учимся - обучая".
Во время работы с использованием метода "ажурная пила" воспитанники должны быть готовы работать в разных группах. Сначала дети работают в так называемой "домашней" группе. Потом в другой группе они будут выступать в роли "экспертов" по вопросу, над которым работали в "домашней группе" и получать информацию от представителей других групп. В последней части занятия воспитанники снова возвращаются в свою "домашнюю" группу, для того чтобы поделиться той новой информацией, которую им предоставили участники других групп, и обсудить ее.
Функции "домашних" групп: 1. Каждая группа получает задание, изучает и обсуждает его. 2. Желательно выбрать в группе председательствующего - тайм-кипера (тот, кто следит за временем), и лицо, которое задает вопросы. Следует убедиться, что каждый (каждая) понимает содержание материала, который обсуждается.
Функции "экспертных" группы: 1. После того как воспитатель объединил детей в новые группы, участники "домашних" групп становятся экспертами по той теме, которая изучалась в "домашней" группе. 2. По очереди каждый участник: за определенное воспитателем время качественно и в полном объеме должен донести полученную ранее информацию членам других групп и воспринять новую информацию от представителей других групп. 3. Затем воспитанники снова возвращаются "домой", где должны поделиться информацией с членами своей "домашней" группы о новой информации, которую получили от представителей других групп.
На заключительном этапе занятия формируются общие выводы и предложения. Метод требует очень четкой организации и распределения функций между детьми. Если эти правила не выполняются, то эффективность метода резко снижается.
Упражнение «Сенкан»
Сенкан — это стихотворение, составленное из пяти строк. Сенкан помогает обобщить информацию, высказать своё мнение относительно того или иного понятия, понимание терминов, использовать идеи и формировать их несколькими строками. Структура сенкана такова:
- В первой строке должно быть отражено то, о чем мы пишем, то есть тема. Это существительное (например: семья).
- Во втором — признак, описывающий тему: два слова. Это два прилагательных (например: большая, дружная).
- В третьей строке — описание действия в рамках упомянутой темы. Это — три глагола (например: вдохновляет, поддерживает, окрыляет).
- Четвёртая строка — это фраза (предложение) из 4-х слов, которое выражает отношение автора к теме (например: передаёт поколениям своё сокровище).
- Пятая строка — синоним-обобщение к первому слову (темы), вывод (например: духовность). После каждой строки ставят точку, новую строку начинают с большой буквы.
Примеры сенкана:
Здоровье. Витамины.
Прочное, драгоценное. Незаменимы, полезны.
Не покупается, ценится, портится. Защищают, оздоравливают, помогают.
Каждый человек хранит здоровье. Здоровье, красота – заслуга витаминов.
Жизнь. Защита.
Игра на ассоциации
Как проводить: Играть в ассоциации можно в начале занятия или в конце, использовать игру как разминку или как закрепление изученного на занятии. Воспитатель объясняет правила. Далее в зависимости от вида игры дети садятся в круг и по очереди называют слова или угадывают загаданное слово.
Примеры игр на ассоциации
Цепочка ассоциаций Воспитанники по очереди придумываю ассоциацию на слово, сказанное предыдущим участником. Слова не должны повторяться. Вариант посложнее — необходимо объяснить свою ассоциацию.
Цветочек ассоциаций Задача воспитанников — назвать как можно больше ассоциаций к одному и тому же слову или предмету.
Мини-исследование
Как проводить: 1.Определить предмет исследования — его предлагает воспитатель или сами воспитанники. 2. Сформулировать суть проблемы. 3. Составить план исследования и пути решения проблемы. Этот этап для воспитанников наиболее трудный, им стоит подсказать, на какие вопросы нужно ответить и где найти необходимые сведения. 4. Проведение исследования. Кроме изучения источников этот этап может включать проведение эксперимента, опытов, опроса, анализ статистических данных. 5. Оформление результатов и подведение итога.
Примеры мини-исследований
Составление справочника Например, это может быть справочник лекарственных растений региона или книга русских пословиц. Группа делится на подгруппы по 2–3 человека. Каждая подгруппа изучает какую-то одну тему (одно растение, одну пословицу и т. д.) и представляет результаты в виде описания, рисунков, исторических сведений. Результаты могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде: как презентация, видеоролик или слайдшоу.
Эксперимент Несколько воспитанников определяют проблему и проводят эксперимент в группе или дома, опрашивают других людей, собирают статистические сведения, анализируют их. Результатом становится исследовательская работа с таблицами, схемами, иллюстрациями.
Кейс-метод (разбор ситуаций)
Подходит для использования на любом занятии.
Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
- исследования предложенной ситуации (кейса);
- сбора и анализа недостающей информации;
- обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
- выработки наилучшего решения.
Как проводить Суть этого метода состоит в разборе проблемной ситуации, созданной на основе фактов из реальной жизни. Его задача — помочь не столько освоить знания, сколько развить новые качества и умения. Как правило, проблемная ситуация имеет несколько решений и множество альтернативных путей, которые приводят к этому решению.
1.Воспитатель распределяет воспитанников по небольшим подгруппам, знакомит с ситуацией и сроками, объясняет, как будет оценивать работу. 2. В подгруппах дети работают с кейсом и формируют свое решение. 3.Каждая подгруппа презентует свое решение перед группой. 4. Воспитатель организует обсуждение решений, после чего подводит итоги.
Примеры кейсов:
КЕЙС-НЕОДНОЗНАЧНАЯ СИТУАЦИЯ
Направлен на: проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон; способность анализировать, строить гипотезы, предполагать
Ситуация Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяет фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…
Момент проблемного включения детей Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?
Комментарий Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только посочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.
КЕЙС-ДИСПУТ
Направлен на: умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон
Ситуация Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?
Момент проблемного включения детей Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту когонибудь или чего-нибудь. Например: «Я обвиняю дождь за то, что он мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и…»
Комментарий Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч.и фантастические.
КЕЙС-ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Направлен на: умение воспитанников видеть возможный парадокс окружающих явлений; способность формулировать проблему; умение анализировать, строить гипотезы, предполагать; способность коллективно решать сложные задачи
Ситуация Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе Момент проблемного включения детей Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, – перья прижать, чтобы теплее было?
Комментарий Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться...». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.
Метод инцидентов Воспитанники получают неполный кейс — в виде краткого сообщения «Случилось...» или «Произошло...». Задача воспитанников — разобраться в проблеме, определить, каких знаний не хватает для принятия решения. Они задают воспитателю вопросы и, получив достаточное количество сведений, анализируют их и выносят решение.
Метод анализа ситуации Группы воспитанников анализируют представленную ситуацию, находят в ней проблемы и придумывают варианты решения. Затем оценивают предложенные решения и выбирают наилучшее.