«Как найти общий язык с проблемным ребенком»
(воспитатель – Лысенко Е.Ю.)
Как найти подход к ребенку? Как наладить с ним отношения? Поиск ответов на эти и подобные вопросы связан, во-первых, со знанием общих правил организации взаимодействия с детьми, во-вторых, с пониманием возрастных закономерностей развития личности ребенка на разных этапах его жизненного пути.
Основой эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребенка и ответных чувствах взрослых.
«Что делать, если ребенку скучно?»
(воспитатель – Изотова В.С.)
У детей периоды смены настроения, проявления капризности тесно связаны с возникающей скукой. Тогда что делать, если скучно детям? Скучно бывает не потому, что нечем заняться или игрушек мало, их-то как раз хоть отбавляй, а потому что на ребенка уже никто как будто не обращает внимания. А детство – пора новых открытий. Здесь нет места застоя переживаниям. Отсюда и повышенная чувствительность малыша, непонятная вредность.
Но взрослые могут вовремя спохватиться, чтобы поддержать хорошее настроение ребенка. Достаточно помнить, что ребенку никогда не станет скучно, даже со старыми игрушками и книжками, если он чувствует интерес к себе. А там, чем бы ни занимались дети и взрослые, придумывая веселые игры и развлечения, это станет самым запоминающимся моментом в их жизни.
«Профориентационная работа воспитателя с получателями услуг?»
(воспитатель – Фомина Е.В.)
Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни. Но зачастую в этом возрасте люди не знают, чего хотят. Важность принятия решения и собственная ответственность заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. И именно в этот момент важно протянуть руку помощи подростку и помочь разобраться в ситуации. Существует три элемента успешного выбора профессии, с которыми взрослый должен ознакомить несовершеннолетнего:
- «Хочу» - желание выполнять конкретную работу, интерес к ней;
- «Могу» - наличие способностей к данной работе;
- «Надо» - востребованность данной работы на рынке труда.
Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного времени, поэтому работа по профориентации должна продолжаться столько, сколько необходимо подростку для принятия окончательного решения.
«Толерантность – терпимость или сострадание»
(социальный педагог – Астапова Г.М.)
Толерантность - это особое нравственное качество, отражающее социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми иной национальности, религиозной, социальной среды, стилей мышления и поведения. Позиция терпимости и доверия – это основа осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны и конфликтов. Проблема толерантности – это одна из основных воспитательных проблем.
Источником, прямо или опосредованно формирующих и питающих толерантность ребенка, много. Среди них на первом месте, разумеется, образец поведения взрослых. Живой пример приоритетов: отношения старших, их мнений, суждений, поступков. Но не всегда отношения между детьми и взрослыми
бывают позитивными. Многие исследователи отмечают, что ребенок воспринимается взрослыми как неравный субъект, которому недостает понимания и уважения с их стороны. Многие из представителей старшего поколения считают детей своей собственностью и не способны встать на их место, а дети - главная страдающая сторона, лишенная прав, собственности и признания. Слишком часто мы нетерпимы к собственным детям, не хотим или не умеем их понять. Откуда же взяться терпимости у них?
«Особенности общения и поведения детей младшего школьного возраста»
(воспитатель – Фомина Е.В.)
Человек не способен жить, работать, удовлетворять свои потребности без общения с людьми. Общение младших школьников, как и любой возрастной группы, имеет свои особенности и является важным аспектом развития личности. Чтобы правильно выстроить общение с детьми 7-10 лет, нужно знать их психолого-возрастные особенности. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Основными новообразованиями данного периода являются: качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и общения, анализ, внутренний план действий, развитие нового познавательного отношения к действительности, ориентация на группу сверстников.
«Воспитательные технологии»
(воспитатель – Токмакова Л.Г.)
Владение воспитательными технологиями обеспечивает специалисту возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией должен быть не элементарным, а профессиональным.
Еще одним из способов обмена информацией между специалистами является проведение открытых занятий, важным условием которых является использование в работе с детьми активных форм, методов и приемов, что позволяет ребенку ощутить себя личностью, почувствовать внимание, уважение и доброжелательное отношение к нему.
«Россия – Родина моя»
(воспитатель – Фомина Е.В.)
Главной целью занятия было формирование у детей понимания сущности и значения Конституции и государственных символов РФ, воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма в отношении своей Родины. Во время мероприятия в игровой форме вспоминались права и обязанности гражданина. В стихах и песнях выразили свое уважение к правовому российскому государству, любовь к Отечеству, к своему многонациональному народу, веру в добро и справедливость. В завершении мероприятия, дети совместно с педагогом подвели итог о том, что нужно обдумывать свои поступки, ценить чужой труд, уважать себя и окружающих людей, по достоинству ценить ту страну, где родились и живут.
Для развития у детей и подростков интереса к живой природе, экологического мышления, экологической культуры и выявления лучшего знатока птиц среди воспитанников, было проведено несколько мероприятий, посвященных Международному дню птиц, среди которых были как интеллектуальные, так и развлекательные. Одно проходило в форме КВН, и ребятам предлагалось поучаствовать в следующих конкурсах:
«Блицтурнир»
(воспитатель – Лыкова М.В.)
«Угадай птицу»
«Докончи пословицу»
«Барометры природы»
Данное мероприятие затронуло серьезную проблему – охрану пернатых друзей. Ведь птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины.
«Лучшая профессия – это…»
(социальный педагог – Астапова Г.М.)
Незадолго до окончания школы у ученика возникают закономерные вопросы: Куда пойти учиться? Какую выбрать профессию? Как ею овладеть? Какова возможность трудоустройства по этой профессии? Каковы материальные возможности этой профессии?
В этот переходный, критический момент лежит огромная ответственность за будущее, на педагогах, психологах, родителях и, прежде всего, на самих подростках, входящих в жизнь молодых людях. Миссия представителей старшего поколения состоит в том, чтобы помочь подрастающему человеку правильно выбрать свой профессиональный путь.
Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, мечты, интересы, способности, темперамент, состояние здоровья и др. Об этом и говорили воспитанники с социальным педагогом учреждения. Вместе они постарались разобраться в предпочтениях и предрасположенностях каждого участника занятия.
Еще одним занятием, направленным на профориентацию несовершеннолетних, стало ток-шоу «Умей делать выбор», которое было ориентировано на выявление склонностей воспитанников к определенному типу профессий, должно было помочь воспитанникам правильно сделать выбор.
«Умей делать выбор»
(воспитатель – Шаланкова О.Ю.)
«На радость маме»
(воспитатель – Пыжова И.А.)
Мама – это самый дорогой, родной человек на свете. Именно поэтому очень важно воспитывать уважение и бережное отношение к матери, развивать чувства долга и ответственности за свои поступки, способствовать созданию доверительной атмосферы, развивать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться о ней и доставлять радость своими поступками и действиями.
Важным направлением реабилитационной работы является вовлечение несовершеннолетних в здоровый образ жизни, формирование у них представлений о пользе и вреде здоровью. Ведь здоровье – это основная ценность человеческой жизни и человеческого общества. В связи с этим в учреждении регулярно проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Среди них:
Диспут «Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни»
(социальный педагог – Меснянкина О.А.)
На занятии воспитанники совместно с педагогом обсуждали основные аспекты и важность здорового образа жизни. Дискуссировали о моде и вреде курения. Пели тематические частушки, рассказывали стихи.
Еще одним мероприятием в данном направлении стала игра – викторина «Жемчужина здоровья», которую проводила социальный педагог - Астапова Г.М.
Целью занятия было формирование у несовершеннолетних психологической установки: «Здоровье не купишь, его разум дарит». Во время занятия педагог выявил, насколько учащиеся владеют информацией о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни и их отношение к нему. Вместе они пришли к выводу, что здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
Интересной формой работы стала ролевая игра «Суд над курильщиком».
(воспитатель – Фомина Е.В.)
Подростки расширили знания о вреде курения, научились отстаивать свою точку зрения; видеть главное в рассуждениях оппонентов. Присутствующие очутились в импровизированном зале суда, где обвиняли сигарету,
за которую заступался только ее адвокат.
Остальные были против нее: и медик,
и социальный педагог,
и экономика,
и человеческий организм,
и ребенок.
Каждый из них приводил веские обвинения, указывая на пагубное влияние никотина на организм человека, а тем более — подростка. В итоге сигарета признала свою вину и попросила прощения у всех присутствующих.
Занятия в группе малышей всегда отличаются большей эмоциональностью, энергичностью, естественностью, ведь это именно та возрастная группа, которую очень сложно запрограммировать, они еще не понимают всех тонкостей взрослой жизни и от этого их поступки, мысли и желания непосредственны, натуральны. Некоторые из них:
«Что из чего сделано?»
(воспитатель – Пыжова И.А.)
Занятие направлено на углубление у детей младшей группы представлений о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы; на развитие умения различать их свойствам и качествам. В ходе занятия у детишек формировалось доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к окружающим их предметам.
Еще одним занятием в группе малышей стало: «Один-много. Разноцветные мячики». Занятие было направлено на обучение детей различать количество предметов: «много» и «один», способствовало формированию умения обследовать формы предметов и называть их цвета.
Важным направлением работы специалистов является патриотическое воспитание несовершеннолетних. Примером такого мероприятия стала викторина «Наш край».
(воспитатель – Судейко Ю.Н.)
Направлено оно было на закрепление у воспитанников представлений о своем поселке, о его достопримечательностях, на воспитание у детей любви к своей малой Родине.
Еще одним по-настоящему грандиозным, уникальным, аналогов которому у нас еще не было стало шоу «Один в один».
(воспитатель – Лукьянченкова И.А.)
В ходе мероприятия воспитанникам необходимо было максимально приблизиться к образу выбранного ими певца. Каждый из них делал все, чтобы быть наиболее реалистичным, многие даже и не подозревали о своем огромном творческом потенциале, и в результате зрители увидели на сцене
Наташу Королеву с песней «Желтые тюльпаны»,
Нюшу с песней «Чудо»,
Глюкозу с песней «Дочка»,
Эльбруса Джанмирзоева с песней «Бродяга»,
Елку с песней «На большом воздушном шаре»,
Потам и Настя с песней «Все пучком»,
Лоя с песней «Розы темно-алые»,
Надежду Кадышеву с песней «Течет ручей»,
Валерия с песней «Капелькою».
А завершилось мероприятие выступлением Сердючки с песней «Все будет хорошо», под которую с удовольствием плясали все юные артисты.