Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
Рождение рёбенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Во избежание новых стрессов и проблем примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить.
- Никогда не жалейте ребёнка, чтобы малыш не чувствовал, что он такой как все. Не ограждайте его от обязанностей и проблем. Если состояние ребёнка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, чтобы он научился заботиться о других. Решайте все дела вместе.
- Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые тоже нуждаются в заботе.
- У всех членов семьи должна быть возможность саморазвития и полноценной жизни. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своих личных притязаний.
- Предоставьте малышу самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
- Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования завышенными. Однако количество запретов не должно быть чрезмерным, проанализируйте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения. С этим вопросом лучше обратиться к психологу или врачу.
- Чаще разговаривайте со своим крохой. Помните, что ни какие средства массовой информации не заменят ребёнку живое общение.
- Создавайте условия для взаимодействия ребёнка со сверстниками. Чем раньше малыш начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
- Чаще обращайтесь к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует индивидуального ухода, а также профессиональных рекомендаций.
- Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для Вас, но и для ребёнка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
- Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребёнок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания.
- Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
- Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Фиксация изменений с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
- Помните, что будущее вашего крохи во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
- Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением агрессии. Если ребёнок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
- Подготавливайте ребенка к будущей жизни, говорите о ней, так как он повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно.
- Не лишайте себя удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но не забывайте о собственных интересов. Если Вы будете удовлетворены жизнью, то несравнимо больше сможете дать нуждающемуся в Вас маленькому человеку.