УТВЕРЖДЕНО:
Приказом ОКУ «Черемисиновский
центр для несовершеннолетних»
№ 250 о/д от «24» ноября 2016г.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ
ОКУ «Черемисиновский центр для несовершеннолетних»
1.Понятие, цели и задачи антикоррупционной политики
1.1. Антикоррупционная политика Областного казённого учреждения «Черемисиновский центр для несовершеннолетних» представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в деятельности ОКУ «Черемисиновский центр для несовершеннолетних» (далее - Центр).
Антикоррупционная политика учреждения (далее - Антикоррупционная политика) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Методическим рекомендациям по правовому и организационному обеспечению антикоррупционной деятельности в подведомственных учреждениях комитета социального обеспечения Курской области.
1.2. Целью Антикоррупционной политики является формирование единого подхода к организации работы по предупреждению коррупции.
1.3. Задачами Антикоррупционной политики являются:
- информирование работников Центра о нормативно-правовом обеспечении работы по предупреждению коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- определение основных принципов работы по предупреждению коррупции в Центре;
- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в Центре;
- определение должностных лиц Центра, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики;
- закрепление ответственности работников за несоблюдение требований Антикоррупционной политики.
2.Термины и определения
2.1. В целях настоящей Антикоррупционной политики применяются следующие термины и определения:
Антикоррупционная политика - утвержденный в установленном порядке документ, определяющий комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в деятельности Центра;
аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность Центра;
взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию);
Закон о противодействии коррупции - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
законодательство о противодействии коррупции - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти Курской области и муниципальные правовые акты;
комиссия - комиссия по противодействию коррупции;
коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;
конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя Центра) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им трудовых (должностных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя Центра) и правами и законными интересами учреждения, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Центра, работником (представителем) которой он является;
контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Центр вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений;
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;
личная заинтересованность работника (представителя Центра) -работника (представителя Центра) - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) работником (представителем Центра) и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми работник (представитель Центра) и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;
Центр - Областное казенное учреждение «Черемисиновский центр для несовершеннолетних»;
официальный сайт – сайт Центра в нформационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности Центра, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат Центру;
план противодействия коррупции - ежегодно утверждаемый директором Центра документ, устанавливающий перечень намечаемых к выполнению мероприятий, их последовательность, сроки реализации, ответственных исполнителей и ожидаемые результаты, разработанный на основе типового плана противодействия коррупции;
предупреждение коррупции - деятельность Центра, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных локальными нормативными актами Центра, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции;
противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с Центром;
директор Центра - физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами учреждения и локальными нормативными актами осуществляет руководство Центра, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
3.Основные принципы работы по предупреждению коррупции в Центре
3.1. Антикоррупционная политика Центра основывается на следующих основных принципах:
3.1.1. Принцип соответствия Антикоррупционной политики Центра действующему законодательству и общепринятым нормам права – соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству о противодействии коррупции и иным нормативным правовым актам, применимым к Центру.
3.1.2. Принцип личного примера руководства – ключевая роль руководства Центра в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения коррупции.
3.1.3. Принцип вовлеченности работников – информированность работников Центра о положениях законодательства о противодействии коррупции и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
3.1.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции – разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Центра, ее директора и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности организации коррупционных рисков.
3.1.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур – осуществление в Центре антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
3.1.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания – неотвратимость наказания для директора Центра и работников вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность директора Центра за реализацию Антикоррупционной политики.
3.1.7. Принцип открытости хозяйственной и иной деятельности – информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в Центре антикоррупционных стандартах и процедурах.
3.1.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга – регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
4.Область применения Антикоррупционной политики
и круг лиц, попадающих под ее действие
4.1. Кругом лиц, попадающих под действие Антикоррупционной политики, являются директор Центра и работники вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
5.Должностные лица учреждения,
ответственные за реализацию Антикоррупционной политики,
и формируемые коллегиальные органы Центра
5.1. Директор Центра является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в Центре.
5.2. Директор Центра, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры Центра назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики в пределах их полномочий.
5.3. Основные обязанности лица (лиц), ответственных за реализацию Антикоррупционной политики:
- подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам предупреждения коррупции в Центре;
- подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в Центре;
- разработка и представление на утверждение директору Центра проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений, совершенных работниками;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени Центра, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками или иными лицами;
- организация работы по заполнению и рассмотрению деклараций о конфликте интересов;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольнонадзорных и правоохранительных органов при проведении имиинспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений и преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
- организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
- организация мероприятий по антикоррупционному просвещению работников;
- индивидуальное консультирование работников;
- участие в организации антикоррупционной пропаганды;
- проведение оценки результатов работы по предупреждению коррупции в организации и подготовка соответствующих отчетных материалов для директора Центра;
5.4. В целях выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, выработки и реализации системы мер, направленных на предупреждение и ликвидацию условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях;
повышения эффективности функционирования учреждения за счет снижения рисков проявления коррупции, в учреждении образуется коллегиальный орган - комиссия по противодействию коррупции.
5.5. Цели, порядок образования, работы и полномочия комиссии по противодействию коррупции определены Положением об антикоррупционной комиссии (Приложение № 1 к Антикоррупционной политике).
6.Обязанности работников,
связанные с предупреждением коррупции
6.1. Директор Центра и работники вне зависимости от должности и стажа работы в Центре в связи с исполнением своих трудовых обязанностей, возложенных на них трудовым договором, должны:
- руководствоваться положениями настоящей Антикоррупционной политики и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Центра;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Центра;
- незамедлительно информировать директора, лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать директора, лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками;
- сообщить директору или лицу, ответственному за реализацию Антикоррупционной политики, о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов, одной из сторон которого является работник.
7.Мероприятия по предупреждению коррупции
7.1. Работа по предупреждению коррупции в Центре ведется в соответствии с ежегодно утверждаемым в установленном порядке планом противодействия коррупции. (Приложение № 6 к Антикоррупционной политике).
8.Внедрение стандартов поведения работников учреждения
8.1. В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения работников, в Центре устанавливаются общие правила и принципы поведения работников, затрагивающие этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников и Центра в целом.
8.2. Общие правила и принципы поведения закреплены в Кодексе этики и служебного поведения работников Центра (Приложение № 2 к Антикоррупционной политике).
9.Выявление и урегулирование конфликта интересов
9.1. В основу работы по урегулированию конфликта интересов в Центре положены следующие принципы:
- обязательность раскрытия сведений о возможном или возникшем конфликте интересов;
- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для Центра при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
- соблюдение баланса интересов Центра и работника при урегулировании конфликта интересов;
- защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) Центром.
9.2. Работник обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
9.3. Поступившая в рамках уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения информация проверяется уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для Центра рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.
9.4. Обязанности работников по недопущению возможности возникновения конфликта интересов, порядок предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов в организации установлены Положением о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (Приложение № 3 к Антикоррупционной политике).
9.5. Для раскрытия сведений о конфликте интересов осуществляется периодическое заполнение работниками декларации о конфликте интересов. Круг лиц, на которых распространяется требование заполнения декларации о конфликте интересов, и периодичность заполнения декларации о конфликте интересов определяется руководителем организации с учетом мнения комиссии по противодействию коррупции.
9.6. Центр берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения информации, поступившей в рамках уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
10.Правила обмена деловыми подарками и знаками делового
гостеприимства
10.1. Центр намерен поддерживать корпоративную культуру, в которой деловые подарки, корпоративное гостеприимство, представительские мероприятия рассматриваются только как инструмент для установления и поддержания деловых отношений и как проявление общепринятой вежливости в ходе хозяйственной и иной деятельности Центра.
10.2. В целях исключения нарушения норм законодательства о противодействии коррупции; оказания влияния третьих лиц на деятельность директора Центра и работников при исполнении ими трудовых обязанностей; минимизации имиджевых потерь организации; обеспечения единообразного понимания роли и места деловых подарков, корпоративного
гостеприимства, представительских мероприятий в деловой практике Центра; определения единых для всех работников Центра требований к дарению и принятию деловых подарков, к организации и участию в представительских мероприятиях; минимизации рисков, связанных с возможным злоупотреблением в области подарков, представительских мероприятий в Центре действует Регламент обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства (Приложение № 4 к Антикоррупционной политике).
11. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с Контрагентами
Работа по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами, проводится по следующим направлениям:
11.1. Установление и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми контрагентами, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении хозяйственной деятельности, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах.
11.2. Внедрение специальных процедур проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения организации в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами (сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.).
11.3. Распространение среди контрагентов программ, политик, стандартов
поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в Центре.
11.4. Включение в договоры, заключаемые с контрагентами, положений о соблюдении антикоррупционных стандартов (антикоррупционная оговорка) (Приложение № 5 к Антикоррупционной политике).
11.5. Размещение на официальном сайте организации информации о мерах по предупреждению коррупции, предпринимаемых в Центре.
12. Оценка коррупционных рисков Центра
12.1. Целью оценки коррупционных рисков Центра являются:
- обеспечение соответствия реализуемых мер предупреждения коррупции специфике деятельности Центра;
- рациональное использование ресурсов, направляемых на проведение работы по предупреждению коррупции;
- определение конкретных процессов и хозяйственных операций в деятельности Центра, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений и преступлений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Центром.
12.2.Оценка коррупционных рисков организации осуществляется ежегодно в
соответствии с Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, разработанных Министерством труда и социального развития Российской
Федерации с учетом специфики деятельности Центра.
13. Антикоррупционное просвещение работников
13.1. В целях формирования антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к коррупционному поведению, повышения уровня правосознания и правовой культуры работников в Центре на плановой основе посредством антикоррупционного образования, антикоррупционной пропаганды и антикоррупционного консультирования осуществляется антикоррупционное просвещение.
13.2. Антикоррупционное консультирование осуществляется в индивидуальном порядке лицами, ответственными за реализацию Антикоррупционной политики в Центре. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов проводится в конфиденциальном порядке.
14. Внутренний контроль и аудит
14.1. Осуществление в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» внутреннего контроля хозяйственных операций способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Центра.
14.2. Задачами внутреннего контроля и аудита в целях реализации мер предупреждения коррупции являются обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и обеспечение соответствия деятельности Центра требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов.
14.3. Требования Антикоррупционной политики, учитываемые при формировании системы внутреннего контроля и аудита Центра:
- проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по предупреждению коррупции;
- контроль документирования операций хозяйственной деятельности;
- проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
14.4. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составление неофициальной отчетности, использование поддельных документов, запись несуществующих расходов, отсутствие первичных учетных документов, исправления в документах и отчетности, уничтожение документов и отчетности ранее установленного срока и т. д.
14.5. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам с учетом обстоятельств - индикаторов неправомерных действий, например:
- оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
- предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
- выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг;
- закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
- сомнительные платежи наличными деньгами.
15. Сотрудничество с контрольно-надзорными и правоохранительными
органами в сфере противодействия коррупции
15.1. Сотрудничество с контрольно - надзорными и правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности Центра декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.
15.2. Центр принимает на себя публичное обязательство сообщать в правоохранительные органы обо всех случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых организации стало известно.
15.3. Центр принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении работников, сообщивших в контрольно - надзорные и правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке к совершению, совершении или совершенном коррупционном правонарушении или преступлении.
15.4. Сотрудничество с контрольно-надзорными и правоохранительными органами также осуществляется в форме:
- оказания содействия уполномоченным представителям контрольнонадзорных и правоохранительных органов при проведении ими контрольно-надзорных мероприятий в отношении Центра по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативнорозыскные мероприятия.
15.5. Директор Центра и работники оказывают поддержку правоохранительным органам в выявлении и расследовании фактов коррупции, предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче в
правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные
о коррупционных правонарушениях и преступлениях.
15.6. Директор Центра и работники не допускают вмешательства в деятельность должностных лиц контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
16.Ответственность работников за несоблюдение требований антикоррупционной политики
16.1. Центр и ее работники должны соблюдать нормы законодательства о противодействии коррупции.
16.2. Директор Центра и работники вне зависимости от занимаемой должности в установленном порядке несут ответственность, в том числе в рамках административного и уголовного законодательства Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики.
17. Порядок пересмотра и внесения изменений
в Антикоррупционную политику
17.1. Центр осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации Антикоррупционной политики.
17.2. Должностное лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики, ежегодно готовит отчет о реализации мер по предупреждению коррупции в организации, на основании которого в настоящую Антикоррупционную политику могут быть внесены изменения и дополнения.
17.3. Пересмотр принятой Антикоррупционной политики может проводиться в случае внесения изменений в трудовое законодательство, законодательство о противодействии коррупции, изменения организационно-правовой формы или организационно - штатной структуры Центра.