Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Советы дефектолога родителям первоклассников

 

учитель-дефектолог

Молочинская

Елена

Геннадьевна

 

Советы дефектолога родителям первоклассников

 

     Первый год учебы имеет огромное значение в жиз­ни не только ребенка, но и родителей. Начало обуче­ния ребенка в школе - сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе.

     Среди прочих очень важных забот для учителей начальной школы всегда был и, наверное, будет ответ на вопрос: а готовы ли будущие первоклассники стать школьниками? Как они войдут в школьную жизнь? Как будут учиться? Как помочь им? Как справиться с первыми школьными трудностями, если они вдруг по­явятся?

     Всем вам, взрослым, хочется, чтобы все было хо­рошо, чтобы ваш ребенок прекрасно учился, не болел, не уставал, был всегда веселым и жизнерадостным.

И для этого вы стараетесь подготовить ребенка к обу­чению в школе. Процесс подготовки к школе должен быть постепенным, а не авральным! Иногда родители тестируют ребенка лет шести по разным методикам «готовности к школе». Иногда берут их из популяр­ных педагогических изданий, ставят собственный «ди­агноз» и получают результат - ребенок к школе не готов! Тут же ребенка заваливают разными подгото­вительными заданиями. Родители сами сидят с ним по нескольку часов или нанимают репетиторов по объявлениям «Подготовим вашего ребенка к школе». В результате получается, что занятия в таком режиме знаний дают не много (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере, не может ее удержать и закрепить по­лучаемые навыки), и к тому же психологическая нагрузка для ребенка неимоверная. Он переутомится и к школе получит стойкое отвращение.

     Конечно, научить ребенка перед школой читать, считать можно, но важнее формировать качествен­ные мыслительные способности. И главное, сформи­ровать в нем психологическую готовность к обуче­нию. Главное при подготовке к школе - чтобы ребе­нок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел ориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.

     Не спешите расстраиваться, если ваш малыш по­казал во время тестирования не очень высокий ре­зультат. Ведь эти игровые тесты помогут не только определить степень готовности вашего чада к школе, но и развить память, мышление, увеличить словар­ный запас.

     Главное - помнить, что предстоящее собеседова­ние в школе и домашняя его «репетиция» - это не экзамен, а скорее сбор необходимой информации, ко­торая поможет разобраться в слабых и сильных сто­ронах будущего ученика и понять, над чем еще стоит  поработать.

 

Тесты определения готовности детей к школе

     Каждый из родителей, впервые отправляя своего ребенка в школу, считает, что тот полностью готов к обучению. Каждый из них оценивает ребенка исходя из своих субъективных показателей. Для одних роди­телей это умение читать, писать и считать; для дру­гих - сообразительность, способность хорошо решать логические задачки, начитанность; для третьих - кон­тактность ребенка, хорошее развитие двигательных качеств.

     Кроме физиологической готовности к школе огром­ное значение имеет и психологическая готовность ше­стилеток, ведь, по статистике, в подростковом возрас­те больше всего проблем себе, родителям и учителям создают именно те дети, которые были плохо подго­товлены к школе.

     Поэтому к вопросу подготовки к новой, более взрос­лой жизни своего чада нужно относиться более чем серьезно. Но не стремитесь напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребенка читать и писать, но и развивать речь, способ­ность различать звуки, создавать условия для разви­тия моторики, особенно движений руки и пальчиков. При  поступлении в школу вашему ребенку обяза­тельно устроят проверку. В одних школах она огра­ничивается обычной беседой, в других превращается в многоступенчатые тесты. Но и в том, и в другом случае готовить к общению с будущим учителем де­тей надо заранее, например, в форме игры. Тогда его не будут смущать «странные вопросы чужих тетенек».

На вступительном собеседовании учитель или дефектолог стремится выявить слабые и сильные стороны в развитии ребенка. Следовательно, для тестов будут выбраны более сложные задания. Поэтому при подго­товке ребенка к вступительному собеседованию вы должны тренировать его на выполнение схожих зада­ний по принципу от простого к сложному. Соответ­ственно, мы рекомендуем вам начинать с более лег­ких заданий, постепенно увеличивая сложность уп­ражнений.

     Прежде чем идти на собеседование в школу, вы можете устроить пробное собеседование дома, пригла­сив в качестве экзаменатора своего знакомого. Цель подобной тренировки - снять возможное психологи­ческое напряжения ребенка, ведь для него собеседование - это своего рода экзамен, и волнение при этом неизбежно. Важно, чтобы страх не помешал малышу продемонстрировать свои знания.

     Определение готовности к школьному обучению проводят в следующих случаях:

  1. выявление особенностей психического развития де­тей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
  2. выявление детей, не готовых к школьному обуче­нию, с целью проведения с ними развивающей ра­боты, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
  3. распределение будущих первоклассников по клас­сам в соответствии с их зоной ближайшего разви­тия, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
  4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе (при условии, что им еще не ис­полнилось 7 лет).

Если вашему ребенку меньше семи лет и вы реши­ли отдать его в школу, но не уверены в том, что он готов к школе, с помощью несложных тестов вы можете выявить уровень подготовленности вашего ребенка к школе, составить предварительное впечат­ление о развитии своего малыша.

 

Математика

     Математика для маленьких детей довольно слож­ная наука, которая может вызвать трудности во вре­мя обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем воз­расте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольно насыщен­на и далеко не проста даже для первоклашки.

     Математика - наука точная. В ней много специ­альных терминов, которые мы употребляем в работе с детьми. Необходимо, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, и сам мог грамотно сформулировать свою мысль.

Задача речевого развития детей успешно решается в дидактических играх с математическим содержани­ем. Для развития у детей мышления, стимулирова­ние их творческих поисков при решении различных учебных задач необходимо систематизировать круг гео­метрических представлений, развивать интеллект ре­бёнка. Процесс обучения должен стимулировать ак­тивность детей, давать возможность спорить, свобод­но общаться друг с другом в поисках истины. Обучение измерению с помощью учебной мерки и деление пред­метов на несколько равных частей. Во время занятий ребенок должен проявлять как можно больше актив­ности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как не­удача, а как поиск правильного ответа решения. К 7 годам ребенок:

  1. умеет считать до 20 и более, обозначать числа циф­рами;
  2. может написать знакомые цифры;
  3. решает арифметические задачи на сложение и вы­читание, может считать со сменой основания сче­та, измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, начинает понимать инвариантности (сохранение ко­личества);
  4. может определять время на часах с точностью до получаса, называть дни, недели, месяцы;
  5. определять форму предметов и их положение в про­странстве.

Проверка готовности ребенка
к обучению математике

     Задания на вступительном собеседовании могут быть весьма разнообразными. Мы подобрали ряд заданий и упражнений, которые могут быть предложены ребенку. Ваша задача - не копировать именно эти задания, а подготовить ребенка к выполнению подобных упражне­ний, не заставлять его зубрить конкретные примеры.

     На вступительном собеседовании ребенка могут по­просить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом, так и в обратном порядке. Мa­лыш должен также уметь разбирать числа первого десятка. В качестве упражнения для контроля зна­ний его могут попросить разложить, например, число «девять» с помощью счетных палочек (1-8; 2-7;     3-6; 4-5). Кроме того, на вступительном собеседовании оценивают навыки счета в пределах первого десятка.

     Важно, чтобы ребенок мог сравнивать предметы, например, полоски бумаги разной длины и ширины.

     Он должен сказать, какая полоска шире (уже) и длин­нее (короче); сколько длинных полосок, сколько ко­ротких, каких больше (меньше, поровну).

Способность будущего первоклассника определять нахождение предметов в пространстве также имеет большое значение. С помощью игрушек или кубиков разного цвета у малыша могут спросить, что находит­ся рядом, далеко, впереди, позади, справа, слева, сверху, снизу и т. д.

     Вполне может быть, что на вступительном собесе­довании ребенок должен будет разделить предмет на 2-4 равные части. В качестве предмета может выступить специальное пособие, состоящее из различных долей, вкупе составляющих круг. Этот круг из плот­ной бумаги ребенок должен поделить на две, три или четыре равные части. Вашего малыша могут также попросить написать графический диктант в тетради в клетку.

     Некоторые дефектологи, участвующие в проведении собеседования, задают вопросы или задачки на логи­ческое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный «подвох».

     Подготовка к вступительному собеседованию - это довольно длительный и трудоемкий процесс, а его ре­зультативность зависит от планомерности и система­тичности занятий.

     Важно также психологически настроить малыша перед собеседованием. Он должен не бояться публично говорить, не стесняться переспросить задание, если не понял его сути.

Развиваем речь

     Важное место при подготовке ребенка к школе при­надлежит развитию речи. Сделать речь ребенка пра­вильной и красивой - задача важная и непростая. Ведь правильная речь - показатель интеллектуаль­ного развития ребенка.

     Главная роль в развитии познавательных способ­ностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у ваше­го малыша трудности с речью.

К 7 годам ребенок:

  1. овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициа­тивно высказывается, умеет привлечь к себе внима­ние собеседника, интересуется высказываниями парт­нера, отвечает на них словом, действием, несловес­ными способами; выражает мысль в форме неполных и полных предложений, коротких текстов;
  2. проявляет интерес к рассказыванию знакомых ска­зок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
  3. в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
  4. проявляет критичное отношение к речи, стремле­ние говорить грамматически правильно, в связи с чем  затухает словотворчество, затухает количество аграмматизмов;
  5. правильно произносит все звуки родного языка;
  6. знает буквы русского алфавита, начинает читать словом или по слогам; проводит звуковой анализ слова.

Окружающий мир

     Будущий первоклассник интересуется явлениями жи­вой и неживой природы, проявляет инициативу, ко­торая обнаруживается в наблюдении, стремлении ра­зузнать, подойти поближе, потрогать. На основе опы­та у нёго уже сложились свои предпочтения. Он много знает о природных явлениях: погоде, животных, рас­тениях и др.

     К 7 годам ребенок:

  • проявляет ярко выраженный самостоятельный ин­терес к природным явлениям и объектам;
  • любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за их поведением, лю­буется ими;
  • стремится к исследованию объектов живой и не­живой природы, делает выводы, устанавливает при­чинно-следственные связи;
  • привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
  • задает взрослому вопросы о непонятном или инте­ресном из области природных объектов и явлений;
  • обращает свое внимание и внимание других на непредвиденные явления в природном окружении;
  • владеет навыками экологически целесообразного поведения дома, в городе в лесу.