Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Памятка родитедям

Памятка родителям

 

•• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.

•• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.

•• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

•• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.

•• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.

•• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

 

 

Профилактика жестокого обращения с детьми.

      Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

              Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. 
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

·     Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

·     Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

·    Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

 

·   Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

    К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

     Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

·   физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

·     дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

·    когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

·  жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

    Помните, насилие - порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

  Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

 1.  Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2.  Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3.  Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»

4.  Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

                       Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало!

 

 

 

 

Стратегии взаимодействия родителей с детьми Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии:

  • · Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии.
  • · Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.
  • · Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.
  • · Будьте последовательны в своих действиях.
  • · Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием. Применяйте технику Я- сообщения.
  • · Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.
  • · Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.

 · Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.

  • · Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.

 · Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом. Профилактика конфликтов с детьми Рекомендации для родителей:

  • · Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
  • · Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
  • · Выбирайте наказание, адекватное проступку.
  • · Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики». · Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
  • · Развивайте в ребѐнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
  • · Научите ребѐнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
  • · Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
  • · Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов экстренной психологической помощи, «телефона доверия» для детей и подростков. Объясните ребѐнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

 

Рекомендации для родителей: Как избежать жестокого обращения с ребенком в собственной семье?

  • · Знать о том, что является жестоким обращением с ребенком и особенно о последствиях такого обращения с детьми.
  • · Признаться себе, что это происходит в ваших отношениях с ребенком.
  • · Понять: почему это происходит? Отчего? («Как меня наказывали в детстве? Как я наказываю?»)
  • · Пробовать применять альтернативные методы, применять советы и рекомендации психологов. Решить свои проблемы, если они в основе жестокого обращения с ребенком.

Рекомендации родителям и педагогам, психолого-педагогическая помощь ребенку: Как помочь ребенку не стать жертвой школьного насилия? Прежде всего, реакция должна идти из семьи. Родителям следует знать:

  • · Любой ребенок может быть подвержен школьному и даже детсадовскому насилию.

 · Любой ребенок может попасть в группу риска. Поэтому любого ребенка, начиная с первого класса, необходимо предупредить, что его могут дразнить и высмеивать одноклассники.

  • · Если ребенок вдруг подвергнется насилию, он тут же, немедленно, должен рассказать об этом учителю и родителям. Итак, как не стать жертвой школьного насилия? Вот несколько полезных советов:
  • · Не хвастаться - не своими успехами, не своими родителями, не своими электронными игрушками. · Не показывать свое превосходство над другими.
  • · Не демонстрировать свою элитарность.
  • · Не игнорировать «решения» класса, если они не противоречат нравственным нормам человека. · Не давать повода для унижения чувства собственного достоинства.
  • · Не демонстрировать свою физическую силу.

 · Отыскать себе друга среди ровесников. Еще лучше не одного, а сразу несколько настоящих друзей.

  • · Приглашать одноклассников в гости.
  • · Не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками.
  • · Научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.
  • · Научиться уважать мнение своих одноклассников. Для того чтобы ребенок не попал в группу риска по школьному насилию, родителям желательно:
  • · Не настраивать его против школьных мероприятий, даже в тех случаях, когда они кажутся неинтересными и ненужными.
  • · Не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды.
  • · Учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.
  • · В случаях насилия над ребенком (при любом насилии) следует поговорить с учителем, с детьми и их родителями (если насилие со стороны детей). Если это не помогает, то необходимо идти к директору школы.

 

Методические рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания, по защите детей от жестокого обращения.   

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители,  использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. В отсутствии родителей, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется. 

     1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.

Пример:  ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите внимание ребенку, хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).

     2. Не предъявляйте к ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы научить ее не выбегать на оживленную улицу.

Предложение: присматривайте за малышом в опасных ситуациях, пока он не достигнет возраста 6-7 лет, когда сам сможет оценить степень опасности.

     3.  Если ребенок обманывает, разберитесь в причинах лжи ребенка.

Важно понять, что ребенок не родился лгуном, у него должна быть причина для этого: желание избежать наказания, страх перед отвержением. Убедите ребенка, «что лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

     4. Учитесь владеть своими чувствами.

Старайтесь  сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.

     5. Если ребенка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

      Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще возможно не использовали: 

1. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?

2. Подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого?

3. Возможно, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию?

4. Вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

Как установить контакт с ребенком, чтобы предотвратить

жестокое обращение с ним 

            Необходимо помнить, что лучше предотвратить, чем потом исправлять. Родители смогут сделать многое для того, чтобы насторожить детей, предупредить их об опасности жестокого обращения с ними и научить избегать его.

             Для этого необходимо, чтобы между вами и детьми существовали доверительные, открытые отношения. В их установлении большую роль сыграют ваши разговоры  о ваших личных проблемах по «Телефону доверия» для детей и подростков. Разговор с ребенком о жестоком обращении особенно о сексуальном насилии может быть трудным и потребует времени. Но если это защитит вашего ребенка, дело этого стоит. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе неприятно». Убедите ребенка, что его тело принадлежит только ему и он вправе сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться. Объясните ребенку, что взрослые могут угрожать ему или его родителям, чтобы заставить его соблюсти тайну. Ваш ребенок должен понять, что есть «нехорошие» тайны, которые нельзя соблюдать.

            Вы можете составить свод правил, которые могут защитить ребенка. 

1. Всегда верьте и помогайте ребенку. Он не должен сомневаться в том, что вам можно сказать все.

2. Если детей не сопровождает взрослый, лучше, если они везде, где возможно, будут ходить парами или группами. Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.

3.  Нельзя разрешать маленькому ребенку находиться в общественных местах  одному (например, в туалете).

4.  Необходимо удостовериться в том, что няне или другому воспитателю можно доверять.

5.  Если ребенку что-то угрожает, он вправе делать все, что угодно: убежать, визжать, кричать, лягаться, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность ребенка.

6.  Ребенок сам решает, кому он позволяет себя целовать и обнимать. Нельзя заставлять ребенка делать это против его воли, особенно, если он чувствует, что это неправильно.

7. Добейтесь того, чтобы ребенок твердо знал: если кто-то предлагает ему что-то неприятное, показывает порнографические картинки, фотографирует его обнаженным или делает подарки - об этом надо обязательно рассказать родителям. Убедите ребенка в том, что его не будут обвинять или ругать, что бы не делал с ним взрослый.

8.  Дети должны точно сообщать вам, с кем они уходят, куда идут и когда вернутся.