Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Сказкотерапия

Сказкотерапия

Терапевтические сказки – это сказки для несовершеннолетних, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать им, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций. В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения. Терапевтическая сказка позволяет несовершеннолетнему отделить его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, несовершеннолетние негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается, как им самим найденное решение. Часто они настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне. Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» О чем эта сказка? Кто из героев больше всего нравит­ся и почему? Почему герой совершил те или иные поступки? Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке? Что было бы, если бы в сказке были только хорошие или только плохие герои? Что получает герой в награду? Какие переживания вызывает герой и т.д.

Рассказывание сказки. Прием помогает проработать раз­витие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура заключается в следующем: ребенку или группе де­тей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба Яга или Карлсон.

 Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный ди­агностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию по­ворот и находит тот вариант решения ситуаций, который позво­ляет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом зак­лючается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

Сочинение сказки.Сюжеты сказок должны содержать возможности для изме­нения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соот­ветствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть цен­тральная кризисная ситуация, представляющая собой поворот­ный момент в разрешении конфликта. Характеры положитель­ных и отрицательных героев должны представлять собой силь­ные и слабые стороны личности клиента. Сказочный сюжет может подсказать человеку необходимость принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотноше­ния с другими на себя, что будет являться первым шагом на пути к позитивному изменению личности. Взять на себя ответственность означает отказаться от обид, критики и обвинений в адрес как других, так и самого себя.

У сказок должен быть счастливый, оптимистичный конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительной ситуации, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. При достижении успеха и победы должно происходить постепен­ное формирование и утверждение новой личности консульти­руемого.

 

Пример занятия с использованием техники сказкотерапии.  

Сказка «История осины»

Приветствие

Ведущий приветствует всех участников занятия, представляется им и просит каждого назвать свое имя и охарактеризовать себя одним предложением, отметив качество, которым он отличается от других. Например: «Меня зовут Алевтина, и я здесь одна в зеленой кофточке». Или: «Меня зовут Григорий, я единственный из присутствующих водитель автобуса».

Разминка. Упражнение «Имя»

Ведущий предлагает каждому участнику назвать свое имя и произнести три прилагательных, начинающихся на первую букву имени, например: Наталья — надежная, настойчивая, нежная.

Введение в сказку

Ведущий: Сегодня вы познакомитесь со сказкой про Осину, которая очень хотела измениться, стать другой, и узнаете, что из этого у нас получилось. Итак:

Жила-была Осина. И однажды она захотела стать Ольхой. Уж очень у той все хорошо складывалось: и растет в удачном месте, и деревья рядом благородные стоят, и солнце ласково светит, и сережками красивыми увешана. А что Осина? Растет в темном и сыром лесу. Солнышко к ней совсем редко заглядывает, а люди и вовсе почему-то стороной обходят. Не уважают, что ли?

И начала Осина меняться. И станет, как Ольха, и веточки расправит, и по сторонам посмотрит, и все ждет, когда у нее сережки появятся. Так старалась Осина, так старалась! Даже слух по лесу пошел: «Смотрите, Осина меняется. Как интересно!»

Упражнение «Какой я есть и каким я хочу быть?»

Игра выполняется пантомимически. Участники делятся на пары и последовательно «лепят» друг из друга скульптуру своего состояния — реальную и желаемую...

Полное описание упражнения 'Какой я есть и каким я хочу быть?'   Упражнение-игра выполняется пантомимически. Участники делятся на пары и последовательно «лепят» друг из друга скульптуру своего состояния — реальную и желаемую. Затем они сами принимают вылепленные позы, на некоторое время замирая в них. Возможно озвучивание своего состояния неартикулярными звуками.

После того как все участники выполнили задание, начинается обсуждение. Сначала высказываются участники тренинга, затем — ведущий.

Ведущий стимулирует обсуждение следующих вопросов:

  • Что вы почувствовали, когда входили в образ скульптуры — реальной и желаемой?
  • Были ли моменты, которые вас удивили?
  • Какие различия вы заметили между «я» — реальным и «я» — желаемым у себя и у другого?
  • Есть ли в вашей жизни человек, на которого вы хотели бы быть похожи? Чем он вас привлекает?
  • Совпадает ли желаемое для вас состояние с состоянием, демонстрируемым этим человеком?

Продолжение сказки

Ведущий:

Итак, Осина начала меняться, но что-то ей совсем плохо после этого стало. Даже ствол болеть начал, а веточки и вовсе опустились. Загрустила Осина: хотела как лучше, а получилось еще хуже.

Опечалилась она, даже всхлипнула, но вдруг услышала: «Не печалься, милое деревце!»

Посмотрела Осина по сторонам и увидела Солнечный Лучик. Он ласково смотрел на нее и почему-то улыбался.

—  Это я — милая? — продолжая всхлипывать, спросила Осина. — Да от меня все отворачиваются. Неужели я такая страшная?

— Ты милая и славная, — сказал Солнечный Лучик, согревая деревце. — а что другие говорят, так это просто их выдумки о тебе. И кто сказал, что они верные?

— Они и сказали, — ответила Осина, — ведь их много.

— А ты поверила. А зачем? — спросил Лучик. — И заметь, я от тебя не отворачиваюсь. Ты мне нравишься.

— Нравлюсь? — удивилась Осина. — А за что?

— За то, что ты есть, за то, что растешь, несмотря на суровые условия, в которых живешь, за то, что другим помогаешь, — ответил Лучик.

— Кому же это я помогаю? — еще больше удивилась Осина.

— Вон тем грибам, что рядом растут, — произнес Лучик. — Ты же для них почву подготавливаешь, защищаешь от проливного дождя и палящего солнца. Они ведь так и называются — подосиновики. Неужели забыла?

— Да, — согласилась Осина, — я совсем забыла о них, пока изменяла себя.

Упражнение «Мне нравится, что ты... »

Описание упражнения "Мне нравится, что ты..."

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам напомнить друг другу о своих положительных качествах.

Для этого один из вас возьмет мягкий мячик (или любую игрушку) и скажет другому, выбранному им человеку из группы, назвав его по имени, о том, что ему в нем нравится, что у того хорошо получается, продолжив фразу: «Мне нравится, что ты... ».

Например, «Иван, мне нравится, что ты умеешь сохранять спокойствие в трудных ситуациях».

Тот, кто получит мячик, должен ответить: «Да, я... а еще я... » — и назвать три вещи, которые он умеет делать.

Например, «Да, я умею быть спокойным в трудных ситуациях. А еще я умею хорошо играть в волейбол, улыбаться и помогать другим».

Важно, чтобы участники говорили искренне.

После этого тот, у кого в руке мячик, передает его другому выбранному им участнику занятия со словами: «(имя), мне нравится, что ты... » Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.

Окончание сказки

Ведущий:

Осина сказала:

—  Я совсем забыла о тех, о ком заботилась, пока себя изменяла.

— Ты не себя, ты себе изменяла, — уточнил Лучик. — Так старалась, что даже заболела. А всего-то надо было просто быть собой.

— Быть собой? А другие, что скажут они? — волнуясь, спросила Осина.

—  Что скажут другие? — переспросил Лучик. — Не знаю. Всем ведь не угодишь, да и не нужно это. А кому ты понадобишься — сами к тебе придут. Кто-то за грибами, а кто-то просто захочет рядом постоять, энергию твою почувствовать.

— Наверное, ты прав, Лучик, — впервые за долгое время улыбнулась Осина и выпрямилась.— Спасибо тебе за участие, теплоту и доброту твою. Я все поняла. Увидимся завтра?

— Увидимся, — улыбнулся Лучик и поднялся в высокое небо.

— До свидания, — сказала Осина и помахала ему вслед своими зелеными листочками.

А наутро, проснувшись, она внимательно посмотрела по сторонам и с удивлением сделала первое открытие:

—  Как же здесь светло! Значит, так сыро мне было от собственных слез, а пасмурно — от грустных мыслей?

И, вздохнув, Осина еще внимательнее посмотрела вокруг.

—  Вот это да! Все деревья разные, непохожие друг на друга, и каждое по-своему интересно! — сделала она второе открытие. — И Ольха — дерево как дерево, не лучше и не хуже других.

Удивленная открытиями, Осина задумалась и вдруг поняла: «Как же хорошо быть собой!»

Она выпрямилась, встряхнула веточками и улыбнулась навстречу новому дню.

— Здравствуй, милая, — сказал появившийся Солнечный Лучик и заиграл в яркой зеленой листве.

Упражнение «Развитие»

Описание упражнения 'Развитие' 

Это упражнение может использоваться для работы с людьми, имеющими низкую самооценку, кто «не такой, как другие» и испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества.

Ведущий читает текст, предназначенный для активной визуализации:

Сядьте удобно. Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь...

Представьте себе, что вы находитесь в саду, где растут разные деревья... Все они интересны, но одно из них привлекает ваше внимание... Посмотрите внимательно, что это за дерево?.. Какой у него ствол, ветви?.. В каких условиях оно растет? Представьте, что вы становитесь этим деревом, ваше тело — это ствол, хорошо укорененный в земле, от ствола отходят ветви с листьями. Какой они формы? Есть ли на дереве цветы или плоды? Ваши корни пронизывают землю, из которой поступают питательные вещества...

Земля питает дерево своими соками, и оно набирается сил... Ваши ветви распрямляются, тянутся вверх, листья, цветы или плоды растут... Солнышко согревает и дарит дереву свое тепло...

Вы чувствуете прилив сил и энергию внутри себя... Удержите это ощущение... А сейчас откройте глаза и вернитесь к группе, в эту комнату.

После завершения упражнения ведущий предлагает участникам нарисовать свои деревья на бумаге. Выполнив задание, члены группы делятся своими впечатлениями и при желании показывают рисунки друг другу.

Упражнение «Спасибо, что ты есть»

Описание упражнения 'Спасибо, что ты есть' 

Это психотерапевтическое упражнение может использоваться для работы с людьми, имеющими низкую самооценку испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества.

Ведущий делит группу на две равные по количеству человек подгруппы. Участники образуют два круга — внутренний и внешний и поворачиваются лицом друг к другу.

Задача участников — посмотрев в глаза стоящему перед ними человеку, сказать ему, назвав по имени: «Спасибо, что ты есть».

Сначала эти слова произносит участник из внешнего круга, а затем — из внутреннего. При желании участники могут пожать друг другу руки или обняться. Затем стоящие во внешнем круге передвигаются на одного человека вправо, и упражнение повторяется снова, до тех пор, пока не встретятся участники, начинавшие друг с другом эту игру. По окончании упражнения члены группы возвращаются на свои места и делятся впечатлениями.

Информация для ведущего

Если кто-то из участников не имел возможности сказать слова благодарности другому участнику, так как находился в одной подгруппе с ним, но имеет желание это сделать, он может поблагодарить его в общем кругу.

Анализ сказки «История Осины»

Ведущий предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.

  1. Почему Осина захотела стать Ольхой?
  2. Отчего у нее это не получилось?
  3. Как она стала себя чувствовать после всех попыток измениться?
  4. Что хорошее увидел в Осине Солнечный Лучик?
  5. Чему он ее научил?
  6. Какие ценные качества были у Осины?
  7. Какие ценные качества есть у вас?
  8. Какие черты характера вы хотели бы улучшить?
  9. Почему важно быть собой?
  10. Какие открытия сделала Осина на следующее утро после разговора с Лучиком?
  11. Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Обсуждение занятия

Участники обсуждают занятие, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватало? Говорят о том, какой вывод для себя сделали.

Завершение занятия

Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной.

 

Примеры сказок

Сказка про маленького ужонка, который научился плавать

Цель: повышение уверенности в себе.

Около болота жила семья ужей: уж-папа, ужиха-мама и маленький ужонок. И все было у них хорошо, но только маленький ужонок не умел плавать, а ведь жить на болоте и не уметь плавать – это очень плохо.

Все ужата, которые родились у соседей, уже могли плавать и ловить лягушек, а наш ужонок все сидел на кочке и ждал, когда родители принесут ему поесть.

Соседка, старая ужиха, не раз говорила маме: «Надо вам его научить плавать. Как же он будет добывать себе пищу? Что же, соседка, ты всегда его кормить будешь?» Но мама отвечала: «Да как его научишь, если он даже к воде не подходит?»

Но это было не совсем так. Когда никто не видел ужонка, он подходил к воде и даже опускал в воду хвост. Заметила это старая соседка ужиха. Притаилась она как-то за большим камнем и стала ждать ужонка. Приполз ужонок и только опустил хвост в воду, как старая ужиха выскочила из-под камня и столкнула его.

Камнем пошел ужонок на дно, а старая ужиха тут как тут, подхватила его голову и на поверхность воды вытащила. Вдохнул ужонок воздух, взмахнул хвостом и поплыл, а старая ужиха плыла рядом и присматривала за ним, чтобы с ним ничего не случилось. Понял ужонок, что не так страшно плавать, как это казалось ему с берега. На следующий день ужонок сам с удовольствием нырял в воду, а вскоре научился самостоятельно ловить лягушек.

 

 

Сказка про таинственную пещеру

Цель: работа со страхами.

Под высокой горой, поросшей дремучим лесом, была пещера. Никто никогда не ходил туда, потому что когда-то там жил грозный дракон. Только самые смелые отваживались подойти поближе и заглянуть внутрь, но в пещере было так темно и страшно, что храбрецы убегали без оглядки и больше не подходили к пещере никогда. Однажды мимо высокой горы по дремучему лесу ехал царевич, а рядом с ним бежал его лучший друг: собака Арчи. Царевич и собака уже много лет были большими друзьями, они вместе охотились и отдыхали, грустили и радовались.

Когда царевич проезжал мимо пещеры, Арчи громко залаял и бросился внутрь пещеры, и темнота поглотила его.

Царевич спрыгнул с коня и побежал за собакой. Он был очень храбрым, но подойдя к пещере и заглянув в нее, царевич вздрогнул, сделал несколько неуверенных шагов внутрь и выбежал оттуда, весь дрожа от страха.

Когда сильный страх прошел, царевич опять подошел к пещере и стал звать своего друга, но Арчи не отзывался, тогда царевич пошел в ближайшую деревню и стал расспрашивать людей, об этой пещере.

Местные жители рассказали много страшных историй про эту пещеру, и царевичу не захотелось туда возвращаться, но бросить Арчи в беде он не мог. Он попытался собрать жителей деревни и пойти всем вместе в пещеру, но никто не пошел с ним.

Царевич вернулся к пещере и долго сидел около нее. Он никак не мог отважиться войти в темноту. Так он просидел до самого вечера, когда же солнце село и страшно стало даже в лесу, царевич встал, глубоко вздохнул и подошел к пещере.

Сердце его было готово разорваться от страха на части, челюсти были сильно сжаты, а руки дрожали. Царевич сделал первый шаг, второй, третий… А потом решительно зашагал в темноту. Так он все шел и шел, и вот вдалеке показался выход из пещеры.

Когда царевич подошел к выходу, оказалось, что там начинается ярко освещенная поляна, а на ней красивый замок, а около замка сидел грозный дракон и играл с Арчи. Дракон оказался не таким грозным, как на первый взгляд. Он долго жил в своем замке и ему было скучно и одиноко, люди не любили его и боялись, поэтому не ходили к нему в гости, через темную пещеру.

Теперь царевич и Арчи стали частыми гостями дракона и совсем не боялись ходить в таинственную пещеру в дремучем лесу, потому что знали, что за темнотой их ждет верный друг.

 

Сказка про фею Искорку

Цель: развитие адекватной самооценки.

Старый волшебный лес населяли маленькие феи. Каждая фея была наделена каким-нибудь даром: одна могла прорастить цветок, другая — оживить бабочку, третья делала воду прозрачной и чистой. Только одна фея по имени Искорка не могла сделать ничего волшебного.

Остальные феи не хотели дружить с Искоркой. Обижали ее и дразнили, не брали в свои игры. Одиноко жилось Искорке в большом старом лесу. Часто гуляла она одна и тихонько плакала.

Однажды Искорка не спеша шла по лесу, как всегда грустила и не весело оглядывалась по сторонам. Вдруг она заметила, что от маленькой тропинки, по которой она шла, в чащу леса ведут необычные следы: огромные и глубокие. Искорке стало очень любопытно, чьи это следы. Такого огромного зверя, который мог бы их оставить, фея еще ни разу не встречала. Искорка пошла по следам и скоро зашла так далеко в лес, что испугалась. Она хотела даже вернуться, но решила все-таки посмотреть, чьи же это следы. А следы это были огромного тролля, забредшего в волшебный лес. Он любил ловить и мучить маленьких фей. Тролль привязывал их на длинные веревки и заставлял показывать чудеса, какие они умели делать. Феи не могли убежать, потому что веревки, которыми их привязывал тролль, были не простые, а заколдованные и не одна фея не могла их разорвать или развязать. Искорка по следам пришла к самой пещере, где жил тролль, и заглянула внутрь, там она увидела нескольких фей, которых уже поймал и привязал на волшебные веревки злой тролль. Самого тролля не было, он бродил по лесу в поисках новой феи.

Искорка осторожно вошла в пещеру, она очень испугалась за других фей, и захотела помочь им освободиться.

- Уходи отсюда, — говорили ей феи. – Веревки волшебные, тебе не развязать их.

Но Искорка подошла к одной веревке, попробовала потянуть узел и, чудо, — узел развязался, и маленькая фея оказалась на свободе. Тогда Искорка быстро стала развязывать остальные веревки и спасла всех фей. Все вместе они выбежали из пещеры злого тролля и убежали к себе домой. С тех пор феи всегда брали Искорку в свои игры.

Ее дар развязывать волшебные веревки оказался очень редким, его нельзя было показать в любой момент, но все феи помнили, что именно Искорка спасла их из лап злого тролля и были очень ей благодарны.