Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Методические рекомендации по подготовке и проведению интегрированного занятия

Методические рекомендации по подготовке и проведению интегрированного занятия

 

Интеграция  -  в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике  такой подход способствует  формированию целостного понимания  ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Физиологические основы интеграции.   Разработанная И.П. Павловым и И.М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов.  Исследования В.М. Бехтерева,  П.Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М.В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами  интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д. ), включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).  

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой.

Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

 

Технологическая матрица сравнения и планирования

интегрированных и комплексных занятий

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях

между ними, при этом один

вид деятельности доминирует, а второй его дополняет

Это занятие, на котором соединяют

 знания из разных образовательных

областей на равноправной основе,

дополняя друг друга, при этом

решается несколько задач развития

Содержание

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом

Выделяется одно основное понятие,

 объект интеграции

Задачи

Решается одна основная

задача

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных

задач, а их совокупность

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

В проведении занятия участвуют

воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов

в равных долях

Выбор объекта

интеграции

 

Ключевыми понятиями в

интегрированных занятиях могут

выступать: образ природы, жанры

искусства, автор, символы, контраст,

настроение, тема

Компоненты

интеграции

Способствует развитию

 деятельности: двигательной музыкальной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в

целом: музыка +

познавательное + изо

Вариативность компонентов

интеграции зависит от

количества специалистов в

 учреждении

Виды занятий

Тематическое обучающее

занятие.

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Тематическое обучающее

занятие.

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с

реализуемой программой

В соответствии с блоками в

реализуемой программе, не

чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

1. Учитывать содержание реализуемой программы.

2. Определить доминирую-

щую и дополняющие цели.

3. Выбрать тип и структуру

занятия, методы и средства

обучения.

4. Продумать развивающие

задачи

1. Учитывать содержание реализуемой

 программы.

2. Определить главную цель

 интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые

необходимы для ее реализации).

3. Выделить главное, устранять

дублирование, использовать

опережающие дифференцированные

знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия,

методы и средства

обучения, а также определение

оптимальной нагрузки

различными видами деятельности

детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура занятия

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть

(все проводит воспитатель)

1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).( Создание проблемной

ситуации, стимулирующей активность

 детей к поиску ее решения.)

 

2. Основная часть делится на две

 равные части. Если участвует три

специалиста, то на три и т.д. (Детям

даются или новые знания или

закрепляются уже имеющиеся на

основе содержания разных

образовательных областей с

обязательной опорой на наглядность.

 Параллельно идет работа по

и активизации словаря, обучению

связной речи.)

 

3. Заключительная часть (проводит

 специалист) (Детям предлагается

 практическая деятельность, на

закрепление полученной информации

 или актуализация ранее усвоенной.

Важно дать понять детям, с какой

 целью они занимались этой

деятельностью, чему научились,

что почерпнули для себя, для других.)

 

Методы и приемы

словесные

наглядные

практические

 проблемные

• словесные (проблемные вопросы,

художественное слово, загадки,

словесные игры, задания

«докажи-объясни»,

«как ты узнал?» и т.д.);

• наглядные (сравнительный анализ,

сопоставление, видеоряд и т.д.);

• практические (поиск, опыт,

эвристическая деятельность);

• проблемные (ситуации, проекты,

интересная мотивация к деятельности)

 

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

  • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно- реабилитационно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
  • углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
  • эмоционально развивают детей, так как основаны на  элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

  • сложность отбора учебного материала;
  • подробное структурирование занятия;
  • проблема личной совместимости педагогов;
  • общий подход к оценке знаний и умений детей;
  • согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

  • Выбор объекта интеграции.
  • Отбор компонентов интеграции.
  • Отбор материала.
  • Выбор структуры занятия.
  • Отбор методов интегрирования.

Отбор компонентов интеграции. В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства, музыка, явления,  события окружающей действительности и т.д.

Сочетание задач образовательных областей в интегрированном занятии:

  • музыка + познание (экспериментально-исследовательская деятельность);
  • коммуникация (речь) + познание ( финансовая грамотность)  + музыка;
  • коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература;
  • познание  + труд;
  • познание + изобразительная деятельность;
  • познание + физическая культура;
  • здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие;
  • познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) +  художественное творчество + коммуникация (общение, речь) и т.д.

Педагог сам определяет: содержание,  руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом  диагностических данных и состоянием их здоровья;

  • место в режиме дня определяется исходя из требований СанПиН 2 к работе с детьми определенного возраста;
  • проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам
  • связаны одним сюжетом или  одной темой и  логически  дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к.создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Задача воспитателя при проведении интегрированного занятия

  • Задать логику

все занятие подчинено  авторскому замыслу, сюжету или  теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от например, тематического, когда после рисования идет игра)

  • Не упускать познавательную линию

весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,

  • Стимулировать детскую активность

методика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры

  • Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности  
  • Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей

подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.

 

Формы проведения интегрированных занятий

Интегрированные занятия можно проводить в различных формах.

Например:

  • занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с использованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;
  •  занятие-беседа: «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П.И. Чайковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;
  • занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;
  • занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»
  • занятие-праздник
  • занятие- проект
  • занятие – эксперимент
  • занятие-шоу и т.д.

Анализ интегрированного занятия

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия:

  • качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность;
  • умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;
  • отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию

Анализ интегрированного занятия (по С. В. Кульневичу)

  • Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
  • Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?
  • Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Какую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Облегчают ли эти занятия реабилитационную работу с  воспитанниками ?
  • Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
  • Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
  • Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым. Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная.