Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Использование квест-технологии на занятиях с воспитанниками Центра

Использование квест-технологии на занятиях с воспитанниками Центра

Квест - перевод с английского Quest- «поиск, предмет поисков, поиск приключений»

Квест (квестор): от лат. «quaero» – ищу, разыскиваю, веду следствие.

Квест-технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной теме.

Квест – это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету.

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры.

Основные критерии качества квест-игр:

  • безопасность для участников
  • оригинальность
  • логичность
  • целостность
  • подчинённость определённому сюжету, а не только теме
  • создание атмосферы игрового пространства

При использовании в образовательной деятельности квест-технологии ребенок:

  • добывает знания, выстраивает работу по алгоритму;
  • приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде, формулирование выявленной закономерности в виде гипотезы, её доказательство и представление результатов работы;
  • учится работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • приобретает умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; • осваивает информационные технологии для решения задач (для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, буклетов, газет и многого другого);
  • приобретает навык публичных выступлений (обязательно проведение презентаций по итогам прохождения квеста).

Формы квест-игр:

  • создание презентации, плаката, рассказа по заданной теме;
  • планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;
  • трансформация информации, полученной из разных источников;
  • творческая работа в определенном жанре;
  • поиск и систематизация информации;
  • детектив, головоломка, таинственная история, выводы на основе противоречивых фактов.

Преимущества квест-игр

  • Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
  • Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
  • Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
  • Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе
  • Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
  • В квестах развивается свободное общение со взрослыми и детьми, развиваются все компоненты устной речи детей.
  • Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Важно наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи. Проведение квест-игры способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.
  • По ходу квеста используется система методов, которая направлена главным образом не на изложение воспитателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
  • В ходе реализации квест-игры осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.
  • Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
  • Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
  • Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт.
  • Квесты требуют определённой ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в неё обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей.
  • Приобретённый в ходе игры поисково-познавательный опыт дети-дошкольники смогут эффективно использовать в процессе обучения в школе.
  • Возможность интерактивной работы с родителями, активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность .

Проведение квест-игр создаёт условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обмена опытом воспитания и организации квестов с семьей.

Технология разработки квеста

Алгоритм создания квест-игры

  1. Определите, для какой целевой аудитории будет предназначена игра.
  2. Сформулируйте цель игры - ради чего вы планируете ее провести и чего достичь в результате.
  3. Продумайте инструкцию к игре, сначала приблизительно, в общих чертах, отвечая себе на вопрос: «Что необходимо делать участникам, чтобы цель игры оказалась достигнута?», а потом пропишите инструкцию дословно.
  4. Придумайте игровую метафору, интригу игры.
  5. Исходя из получившейся метафоры, придумайте вашей игре красивое название.
  6. Мысленно проиграйте полностью всю игру и пропишите методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы).
  7. Еще раз представьте себе игру и оцените, каковы ее ресурсы как для самих участников, так и для ведущего, помимо очевидных (исходя из самой цели игры).
  8. Понимая возможности игры, ее потенциал, продумайте формы отчета по итогам квест-игры.
  9. Написание сценария и паспорта квест-игры, содержащие информацию познавательного характера.
  10. Подготовка карточек с заданиями и «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.).
  11. Разработка маршрута передвижений, который он должен быть непривычным, но безопасным для детей, а также их должно быть достаточное количество.
  12. Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку - направление для продолжения пути.

 Благодаря проведению квестов развивающая предметно-пространственная среда (РППС) учреждения всегда мобильна. Изменения в РППС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей.

  1. Подготовка реквизита для проведения каждого задания. Огромным преимуществом в проведении такого мероприятия является совместная работа всех ведущих специалистов учреждения как единой команды (воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования).

В квест-игре включаются деятельностные, проектные задания; интегрируются все образовательные области и виды детской деятельности; присутствуют элемент соревновательности и эффект неожиданности не требуется специальная подготовка.

Классификация квест-игр:

- по количеству участников в квесте (массовые, индивидуальные);

-по месту проведения (в группе, на территории Центра, в поселке и т.д.);

-по привлечению к участию в квест-игре других лиц (родителей, социальных партнеров);

-по содержанию материала.

Структура квест-игры:

-ведение (ясное вступление, где чётко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста);

- задание, постановка проблемы (В этой части квеста ставится проблема или задача, представленная для решения. Здесь же уточняется формат и детали конечного продукта, который представят участники. Пример: Сегодня командам предстоит отгадать предмет, который является помощником ребенка на дороге, но его нельзя нигде приобрести в нашем городе. Команда, давшая правильный ответ, получит его в качестве приза. По итогам участники должны предоставить фототчет о прохождении квест-игры и презентовать свой проект «Детские помощники на дороге нашей семьи». В процессе этого проекта семьи должны приобрести те предметы, которые в их семье отсутствуют и представить в интересной форме, как они используют эти предметы для безопасности своего ребенка на дороге.)

- процесс (В данной части квеста находится пошаговая инструкция, помогающая участникам выполнить задание. Каждый шаг следует подробно расписать);

-оценивание (Стоит подробно описать требования, по которым будет оцениваться работа. Используется модель оценивания, с приведенными критериями, баллами и словесным описанием. Таким образом, оценивание становится прозрачным, и участники имеют четкое представление о том, как будет оно осуществляться);

-заключение (Заключение содержит в обобщенном виде итог прохождения квеста: знания, которые получат участники, идеи о продолжении работы над этой темой, обратная связь/рефлексия.);

-формы отчета (по реализации квестов могут быть различными: серия фотографий, рисунки, видеоролик, виртуальная экскурсия, фотоальбом, запись в библиотеку и т.д.)

Желаем вам творческих успехов в организации и проведении квест-игр!