Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Кубик Блума. Использование на занятиях кубика Блума

Кубик Блума. Использование на занятиях кубика Блума

Одним из самых популярных приемов для развития критического мышления считается «Кубик Блума», который был создан известным американским ученым и психологом-педагогом Бенджамином Блумом. Главная цель использования приема заключается в закреплении материала, умении анализировать полученные знания и использовать их на практике. С помощью такого метода воспитанники научатся самостоятельно решать вопросы, опираясь на получении знания и развивать логическое и творческое мышление

Методика использования кубика Блума

  1. Понадобиться обычный бумажный (картонный) куб, на гранях которого написано:
  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

Это опорные фразы, которые позволяют сориентироваться ребенку для формулирования правильного ответа.

  1. Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
  2. Воспитатель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

 

Классификация вопросов

 

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы, предусматривающие назвать предмет, название, срок, формулу, событие или иную общую информацию.

  • Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, "Назовите главных героев поэмы А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Или "Назовите времена года", "Что такое  дружба?"

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Например, используя Кубик Блума на занятиях, в блок "Назови" можно включать задания на знание текста.

Пример: Предложите детям прочитать текст и заполнить таблицу "Да-Нет" по тексту.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему Петр Первый был прозван Великим? Почему математику называют "царицей наук"? Почему вымерли динозавры? И т.д.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

  • Ты действительно думаешь, что…
  • Ты уверен, что…

Например: Ты действительно думаешь, что реформы Петра I были необходимы? Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"? 

  • Предложи. Ученик должен предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для разрешения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, где и как можно использовать данную информацию? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?

  • Придумай— это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды. Придумай рифмы к этому слову. Придумай, как использовался бы этот закон в наши дни?

  • Поделись— вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку Моцарта? Или Почему ты выбрал именно эту тему?

 

Как использовать кубик Блума на занятии?

Педагог объявляет тему занятия и очерчивает круг вопросов, касающихся данной темы, которые будут обсуждаться в течение занятия. Педагог подбрасывает кубик. Дети должны по очереди отвечать на вопрос, изображенный на грани, что выпала. Если ответ не полный, другие воспитанники могут его дополнить. Так к обсуждению определенной темы приобщается большее количество детей, что повышает понимание темы и помогает педагогу выявить пробелы в знаниях.

 

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой воспитатель, но и психологи, социальные педагоги, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, инструктор по труду.

Возможны два варианта:

  • Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
  • Вопросы формулируют сами дети. Этот вариант требует определенной подготовки от них, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

В старших группах  кубик Блума можно представить в виде таблицы. Воспитанникам предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одногруппников.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Кубик Блума в младших группах

Например, в работе с дошкольниками и младшими школьниками вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

  • Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
  • Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
  • Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
  • Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
  • Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
  • Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей. 

 

Развертка кубика

(можно скачать и распечатать на принтере)

 

 

 

 

Данный прием развивает у детей умение анализировать и структурировать информацию, формулировать и высказывать собственное мнение. Такой прием эффективно использовать на этапах закрепления или обобщения изученного материала с целью выявления уровня его усвоения.

Главные преимущества использования кубика Блума в воспитательно-реабилитационном процессе:

развитие коммуникативных навыков;

развитие умения формулировать информацию;

умение  устанавливать  причинно-следственные связи;

возможность рассмотреть предмет или явление с разных сторон;

развитие фантазии и творческого мышления;

развитие стратегического мышления.

Кубик Блума является эффективным приемом для развития памяти и мышления, превращает обучение в интересную игру. Систематическое применение метода позволит детям лучше запоминать информацию и будет мотивировать к получению новых знаний.