Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Игры и упражнения, которые можно применять для помощи в социализации ребенка

Игры и упражнения, которые можно применять для помощи в социализации ребенка

 

Упражнение «Интервью» Цели: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга. Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача – подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга. Всего на игру отводится 10 минут.

Упражнение «Найди пару» Цели: развитие прогностических возможностей и интуиции, формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: крокодил Гена и Чебурашка, волк и заяц, и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.

 Упражнение «Комиссионный магазин» Цель: выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец – это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления. На упражнение отводится 10-15 минут.

 Упражнение «Автопортрет» Цель: формирование умений распознавания незнакомой личности, развитие навыков описания других людей по различным признакам. Информация ведущего: работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Есть еще одна не менее, если не более, важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается нелегко. Некоторые люди полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, но большинство людей не умеют думать о себе в позитивном смысле. Следует обратить внимание на то, что «сильные стороны» – это не то же самое, что «положительные черты характера» или «достоинства». Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной личности, но окружающие люди не одобряют его или оно не соответствует моральным нормам. Поэтому если мы будем анализировать «сильные стороны» только как возможность для человека найти внутреннюю опору, очень важно принимать во внимание, для чего использует человек свои сильные стороны. Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть, вам присущи, обращающие на себя внимание жесты, черты характера, привычки. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным. На упражнение отводится 10-15 минут.

Упражнение «Без маски» Цель: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я». Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...» «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...» «Иногда люди не понимают меня, потому что я ...» «Верю, что я ...» «Мне бывает стыдно, когда я ...» «Особенно меня раздражает, что я ...» и т.п. Что оказалось трудным при выполнении упражнения? Всегда ли вам хотелось быть искренними? Какое предложение оказалось самым трудным? 15 минут

Упражнение «Образ «Я» Цель: более глубокое осознание личностного существования; соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. Каждому участнику предлагается произнести слово «Я» с только ему присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего «Я», свою индивидуальность и свое место в мире. 5 минут

Упражнение «Единство» Цели: выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне, формирование эмоционально-волевого единства группы. Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число. Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Игры, направленные на социально-эмоциональное развитие детей

«Передача чувств» Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход: ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

 «Перевоплощение» Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Ход: дети по очереди загадывают определенный «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

«Подарок другу» Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы. Ход: один ребенок становится «именинником»; остальные, «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

«Пирамида любви» Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

«Волшебники» Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алеше – ловкости и т.п.

«Собери чемодан» Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо? Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться нельзя. Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили предыдущие игроки, и называют свой.

 «Да» и «нет» не говорите» В игре участвуют две команды. Воспитатель предлагает одной из команд выбрать «добровольца»: он встает перед другой командой, игроки которой в течение минуты «обстреливают» его вопросами. «Доброволец» должен отвечать на них, соблюдая правило: «Да и нет не говорите». Если игрок произнесет одно из этих слов, это будет означать, что команда-соперница его перехитрила и он должен вернуться на свое место. Если же игрок в течение минуты удержится и не произнесет запрещенных слов, то команда-соперница признает себя побежденной. «Доброволец» получает фишку. Затем команды меняются ролями. В конце игры подсчитывают фишки: команда, у которой их больше, победила.

 «Как тебя зовут» Участники игры придумывают себе смешные прозвища (пузырек, расческа, ручка и др.), затем водящий задает вопросы. Отвечая на них, можно называть только свое прозвище. Отвечать надо быстро. Не задумываясь, ни в коем случае нельзя смеяться, даже улыбаться. Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя метлой, и строго предупреждает: «Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется! «. Затем следует такой диалог: – Кто ты? – Метла. – Что ты ел сегодня утром? – Метлу. – На чем можно ездить? – На метле. И т.д. Так продолжается до тех пор, пока игрок не рассмеялся. Если игрок рассмеялся, он должен отдать фант и выйти из игры. 22 Гармонизация отношений с детьми как профилактика жестокого обращения

«Магазин игрушек» Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

«Задуманное действие» Один из играющих (водящий) выходит из комнаты. Остальные договариваются, что он должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, поглядеться в зеркало и т. п.). Водящему предлагают подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и изобразить задуманное действие.

«Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся» Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): – Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки. – Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. – Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Найди друга» Цель: научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков. Ход: дети делятся на 2 группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет» Цель: развитие социальной активности детей. Ход: всем участникам ведущий кладет в ладоши «по секрету» из красивого сундука (пуговицу, брошку, бусинку и т.д.), зажимает детский кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить другого участника игры показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает всем найти общий язык.

Игры-имитации

«Артисты цирка» Цель: развивать воображение, мышление, чувство юмора, коммуникативные навыки. Задача детей – придумать оригинальный номер, и немного прорепетировав показать его (используются атрибуты, музыкальное сопровождение).

 «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Цель: развивать воображение и мышление, совершенствовать выразительность движения (без предметов). Дети разбиваются на пары и совместно решают, какое действие будут показывать. Задача остальных детей догадаться.

«Принесем друг другу радость» Цель: формировать оптимальный эмоциональный тонус, открытость внешним впечатлениям; развивать любознательность; помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят. Содержание: воспитатель просит детей по очереди назвать все вещи, события, явления, которые приносят им радость (любимые книги, мечты, приятные сны и т. д.). Стоя в кругу все берутся за руки, Глядя в глаза сосуду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!». Игра продолжается по кругу. После нее желательно обсудить, что чувствовали участники, что хорошего они о себе узнали.

«Какой ты?» Цель: развитие социальных эмоций, обучать проявлять сочувствие, сопереживание по отношению к сверстникам. Содержание: дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. После разыгрывания дети меняются ролями с партнером, то есть разыгрывают роли самого партнера. Затем ведущий предлагает детям вместе найти выход из ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми. Желательно чтобы дети сами предлагали варианты ответов. Для проигрывания ситуаций можно брать вымышленные или те, которые происходили с детьми в реальной жизни.

 «Зеркало» Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижения напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль. Содержание: Участники группы становятся лицом друг к другу, таким образом, разбиваются на пары. Один человек в паре - водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а отражает движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.

  «Скульптор» Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников. Ход: один ребенок – скульптор, трое-пятеро детей –глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».

Источник большинства приведенных здесь игр http:// mbdouds1rassk.ucoz.ru/igri_na_sozialnoe_razvitie_detej.pdf