Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

«Воспитание совести»

Социальный педагог Синайская Н.С.

«Воспитание совести»

 

  Послушайте, что сказал о совести великий педагог Сухомлинский: «Совесть — это эмоциональная и моральная оценка человеком собственного поведения, поступков, как хороших, так и плохих. Это переживание и осознание ответственности за свое поведение перед людьми и перед самим собой. Это прежде всего желания, стремления творить добро, видеть себя хорошим. Совесть проявляется (и вместе с тем и воспитывается) тогда, когда поведение человека никто не проверяет, не контролирует. Совесть состоит в том, что человек проверяет себя, контролирует себя самостоятельно.»

Воспитание совести — одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо здесь мы имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения. Первоисточником, побудительным толчком каждого поступка человека являются внутренние духовные силы – убеждения, эмоции.

Моральные понятия (о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости) могут быть хорошо понятыми, «усвоенными», но это еще не значит, что они превратились в глубоко внутренние личные стремления, желания, т.е. стали личной совестью. Пример из жизни. Ребёнок вчера  говорил об уважении человека к человеку, он прекрасно «усвоил» эту истину, а сегодня залез в карман сверстнику и  украл жвачку. Он с хорошо поставленной интонацией выразительно читал стихотворение, в котором повторяются слова «человек человеку — друг, товарищ и бpaт» и сразу же после этого украл у товарища игрушку. Моральная образованность, знание нравственных понятий — это еще не воспитание совести.

Нравственное воспитание резко отличается от обучения тем, что, обучая, мы сразу же можем получить информацию о том, как знания усвоены. Воспитывая же, мы не знаем, не можем сразу видеть, как наше влияние трансформируется во внутреннем духовном мире личности.

Воспитательная цель этой тончайшей сферы — воспитания совести — состоит в том, чтобы моральная истина стала личным стремлением, желанием. Совесть как чувство моральной ответственности воспитывается и выражается, раскрывается и формируется только в деятельности, пове­дении, в обстановке, при которой моральная истина становится личной точкой зрения, линией поведения.

Важно, чтобы человек делал добро и поступал справедливо из внутренних побуждений, а не ради похвалы. Когда-то людей пугали страшным судом: там все выяснится, все потаенное станет ясным, бог обо всем знает и за все воздаст. Если верующий боялся чего-то, то теперь, когда нет веры в бога, человек тоже должен чего-то бояться, что-то для него должно быть святым, нерушимым.

Задача очень тонкая и сложная. Она состоит в том, чтобы для человека было что-то святое и нерушимое. Этим святым и нерушимым должны быть нравственные человеческие ценности, накопленные, добытые, усвоенные, выстраданные людьми на протяжении тысячелетий истории человеческого общества. Святым и нерушимым для человека должны быть сам человек, его честь, достоинство, красота. «Человек — это бог, если только он человек, и если он бог, то он на самом деле прекрасен», — писал видный немецкий поэт XVIII—XIX вв. Гельдерлин. В этих словах — глубокий смысл.

Воспитывать совесть у человека — это прежде всего раскрывать перед нашими воспитанниками то прекрасное, что есть в человеке и что способно пробудить у каждого ребёнка желание быть настоящим человеком. Следует бороться с потребительским отношением к человеку — это тоже одно из важнейших условий воспитания совести. Бесстыдным, наглым становится тот, кто считает, что ему обязаны все, что он — ни перед кем не обязан. Для человека нет ничего более святого, чем обязанность трудиться Тунеядство ведет к пренебрежению эле­ментарными требованиями человеческой морали. Тунеядец не может понять и объять сердцем и разумом, что такое человеческая верность.

Одна из важнейших и сложнейших сфер нравственного воспитания — это вос­питание у человека обязанности перед дру­гим человеком, это верность человеку. Не­воспитанность и невежество в этой сфере приносят большое горе людям (некрепкие браки, родители оставляют детей, а дети — родителей). Воспитывать совесть — это значит учить человека переживать потребность в человеке.

Совесть – это важный компонент личности, и как было уже сказано в предыдущих выпусках, формируется с самого рождения. Процесс этот очень тонкий и зависит от многих составляющих. Жить с «чистой совестью» – это жить счастливо, это значит жить открыто, не прячась за ложь себе и другим. Дети усваивают ценности и нравственные предписания в общении. Так задумано Богом. Если родитель учит ребенка определенным правилам и сам живет согласно им, то эти правила со временем станут законом, запечатленным в детском сердце, частью детского сознания, а затем сознания взрослого человека. Совесть от родителей принимается детьми через: идентификацию, подражание, моделирование.

 

 

Идентификация – это процесс усвоения детьми жизненной позиции родителей и других взрослых. При идентификации ребенок отождествляет себя со взрослыми на бессознательном уровне. Мальчик или девочка строит свою жизнь, свою личность на основе личности родителей. Часто родители это наблюдают: как смешно и забавно дети повторяют выражения или жесты, присущие только маме и папе.

Точно так ребенок идентифицирует себя и в области морали. Дети бессознательно «вбирают родителей в себя». Дети еще не наделены четким правом выбора  они больше чувствуют отношение родителей к тому или иному событию. Даже если родители ничего и не говорят. Дети, чаще всего, полностью разделяют мнение родителей.

Подражание происходит более активно и осознанно. Ребенок повторяет поведение родителей, чтобы научиться правильно себя вести. Ребенок воспроизводит слова и жесты родителей, он учится говорить, разбираться с тем или иным событием вокруг, давать ему оценку. Девочки копируют своих матерей, играясь с куклами. При внимательном наблюдении можно узнать себя и посмотреть на свой стиль жизни глазами маленькой девочки. Все ли нравиться?

Моделирование - это принятие определенной роли и связанных с ней образцов поведения, возможностей, отношений с людьми. Дети моделируют роли значимых для них близких,  обычно это родители. Малыши и дети среднего возраста неосознанно воспроизводят родительское сострадание, прощение, жертвенность и также ложь, гнев, жестокость и эгоизм. Как родители живут, что показывают ребенку, то в нем они и увидят. Сильно сокрушаться по поводу, откуда у малыша такие повадки не стоит. Более разумно взглянуть на себя и задуматься. Особо непредсказуемое поведение детей бывает тогда, когда они остаются без присмотра родителей.

Родительский пример закрепляет для ребенка слова, которые он уже слышали многократно. Наблюдайте за собой не расходятся ли ваши словами с делами. Если вы учите малыша не врать, то не говорите ли в один из вечеров, передать кому-то, что вас нет дома по телефону? Таким поведением вы покажете, что врать иногда и можно, чтобы от чего-то укрыться.

Очень известно и жизненно «Яблоко от яблони не далеко падает!». Помните, что период детства ребенок созревает на одном стволе со своими родителями, питается с одних корней. Какой плод созреет? Какой родитель садовник? Время все покажет.

Каждый родитель желает внушить ребенку понятие добра и зла, воспитать в нем «любящую и положительную совесть». Чтобы воспитывать совесть, нужен фундамент – система ценностей, которой следует семья. Система ценностей может передаваться из поколения в поколение без изменений. Но с годами содержание системы ценностей должно меняться, следуя духу времени. Чтобы принятая в семье система ценностей вошла в ребенка, следует помнить несколько основных правил семейного воспитания.

Памятка для родителей «Как воспитать в ребёнке совестливость»

  1. Итог морального воспитания - любовь. В основе нравственного воспитания лежат отношения, в них смысл и суть морали.
  2. Запрет не должен быть прихотью родителей. Запрет должен быть осмысленным и доступным для понимания ребенку.
  3. Соблюдать правила надо исключительно для личного блага ребёнка, а не для папы и мамы.
  4. Правила не должны строиться на понятиях «хорошо» и «плохо», правила должны быть выстроены на фундаменте безусловной любви к ребенку.
  5. Совесть нужна для того, чтобы ребенок мог ежеминутно различать добро и зло в свете реальной жизни, основанной на любви.
  6. Становление совести – важный аспект в развитии характера.